Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОКОЛОЗВУКОВО́Е ТЕЧЕ́НИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Физика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 32

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. А. Тирский

ОКОЛОЗВУКОВО́Е ТЕЧЕ́НИЕ (транс­зву­ко­вое те­че­ние), те­че­ние га­за, ло­каль­ная ско­рость по­то­ка ко­то­ро­го близ­ка к ско­ро­сти зву­ка (т. е. ло­каль­ное чис­ло Ма­ха $M \approx 1$). При $M=1$ се­че­ние труб­ки то­ка О. т. ста­но­вит­ся ми­ни­маль­ным; при $M \gt 1$ в О. т. по­яв­ля­ют­ся удар­ные вол­ны. В О. т. вы­де­ля­ют­ся доз­ву­ко­вые и сверх­зву­ко­вые зо­ны, что при­во­дит к су­ще­ст­вен­но­му ус­лож­не­нию фи­зич. кар­ти­ны те­че­ния. Ма­те­ма­тич. опи­са­ние О. т. опи­ра­ет­ся в осн. на не­ли­ней­ные диф­фе­рен­ци­аль­ные урав­не­ния в ча­ст­ных про­из­вод­ных сме­шан­но­го (эл­лип­ти­ко-ги­пер­бо­ли­че­ско­го) ти­па.

О. т. час­то воз­ни­ка­ют при экс­плуа­та­ции авиа­ци­он­но-ра­кет­ной тех­ни­ки, напр. при по­лё­те са­мо­лё­тов со ско­ро­стя­ми, близ­ки­ми к ско­ро­сти зву­ка (ок. 1100 км/ч при темп-ре –40 °С, ха­рак­тер­ной для вы­сот по­лё­та совр. са­мо­лё­тов). О. т. на­блю­да­ют­ся так­же в ком­прес­со­рах и тур­би­нах, око­ло вра­щаю­щих­ся ло­па­стей вин­та вер­то­лё­та, в ок­рест­но­сти ми­ним. се­че­ния сверх­зву­ко­вых аэ­ро­ди­на­мич. труб и со­пел ре­ак­тив­ных дви­га­те­лей и др.

Тео­ре­тич. изу­че­ние О. т. ве­дёт­ся с нач. 20 в. В нач. 21 в. зна­чит. часть ис­сле­до­ва­ний О. т. по­свя­ще­на чис­лен­ным рас­чётам при­бли­жён­ных и точ­ных урав­не­ний сме­шан­но­го ти­па, опи­сы­ваю­щих О. т., воз­ни­каю­щие око­ло тел разл. фор­мы.

Лит.: Гу­дер­лей КГ. Тео­рия око­ло­зву­ко­вых те­че­ний. М., 1960; Берс Л. Ма­те­ма­ти­че­ские во­про­сы доз­ву­ко­вой и око­ло­зву­ко­вой га­зо­вой ди­на­ми­ки. М., 1961; Ко­ул Дж., Кук Л. Транс­зву­ко­вая аэ­ро­ди­на­ми­ка. М., 1989; Шиф­рин Э. Г. По­тен­ци­аль­ные и вих­ре­вые транс­зву­ко­вые те­че­ния иде­аль­но­го га­за. М., 2001.

Вернуться к началу