АНТИФО́НТ
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АНТИФО́НТ (’Aντιφῶν) из Афин (5 в. до н. э.), др.-греч. философ-софист старшего поколения, упоминаемый Ксенофонтом (Memorabilia, 16, 1 sq.) как оппонент Сократа. Ритор Гермоген из Тарса (2–3 вв. н. э.), которому следует большинство совр. исследователей, отделял (колеблясь) А.-софиста от его современника А.-оратора, однако вопрос об их идентичности продолжает дискутироваться. Соч. А. утрачены. Важный эпистемологич. фрагмент его основного филос. соч. «Истина» («’Aλήϑεια») (B 1), по-видимому, декларирует сенсуализм (невозможно «знать разумом длину» прежде, чем «видеть зрением длинные предметы»), тем самым устраняя всякую возможность врождённых, т. е. «природных», естеств. идей в сфере морали и права и подготавливая почву для имморализма (B 44). Антитеза истины – мнения соотносится с антитезой природы – закона, в результате чего все социально-правовые «установления», законы, равно как и общепринятые нормы морали, оказываются условной фикцией (докса), «враждебной» природе человека, которая понимается как естеств. склонности, биологич. инстинкты и заявляет о себе в известном гедонистич. постулате: максимум удовольствия, минимум страдания. Стеснённая запретами и условностями природа при каждом удобном случае разрывает «оковы»: если бы закопанная в землю деревянная кровать проросла, то выросло бы дерево, а не кровать (B 15). Примат «природы» над «законом» приводит А. к идее равенства всех людей и неистинности сословных и расовых привилегий (B 44).