Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АНТИФО́НТ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 62

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А.В. Лебедев

АНТИФО́НТ (’Aντιφῶν) из Афин (5 в. до н. э.), др.-греч. фи­ло­соф-со­фист стар­ше­го по­ко­ле­ния, упо­ми­нае­мый Ксе­но­фон­том (Memo­ra­bilia, 16, 1 sq.) как оппо­нент Со­кра­та. Ри­тор Гер­мо­ген из Тарса (2–3 вв. н. э.), ко­то­ро­му сле­ду­ет боль­шин­ст­во совр. ис­сле­до­ва­те­лей, от­де­лял (ко­леб­лясь) А.-со­фис­та от его со­вре­мен­ни­ка А.-ора­то­ра, од­на­ко во­прос об их иден­тич­но­сти про­дол­жа­ет дис­ку­ти­ро­вать­ся. Соч. А. ут­ра­че­ны. Важ­ный эпи­сте­мо­ло­гич. фраг­мент его ос­нов­но­го фи­лос. соч. «Ис­ти­на» («’Aλήϑεια») (B 1), по-ви­ди­мо­му, дек­ла­ри­ру­ет сен­суа­лизм (не­воз­мож­но «знать ра­зу­мом дли­ну» пре­ж­де, чем «ви­деть зре­ни­ем длин­ные пред­ме­ты»), тем са­мым уст­ра­няя вся­кую воз­мож­ность вро­ж­дён­ных, т. е. «при­род­ных», ес­теств. идей в сфе­ре мо­ра­ли и пра­ва и под­го­тав­ли­вая поч­ву для им­мо­ра­лиз­ма (B 44). Ан­ти­те­за ис­ти­ны – мне­ния со­от­но­сит­ся с ан­ти­те­зой при­ро­ды – за­ко­на, в ре­зуль­та­те че­го все со­ци­аль­но-пра­во­вые «ус­та­нов­ле­ния», за­ко­ны, рав­но как и об­ще­при­ня­тые нор­мы мо­ра­ли, ока­зы­ва­ют­ся ус­лов­ной фик­ци­ей (док­са), «вра­ж­деб­ной» при­ро­де че­ло­ве­ка, ко­то­рая по­ни­ма­ет­ся как ес­теств. склон­но­сти, био­ло­гич. ин­стинк­ты и за­яв­ля­ет о се­бе в из­вест­ном ге­до­ни­стич. по­сту­ла­те: мак­си­мум удо­воль­ст­вия, ми­ни­мум стра­да­ния. Стес­нён­ная за­пре­та­ми и ус­лов­но­стя­ми при­ро­да при ка­ж­дом удоб­ном слу­чае раз­ры­ва­ет «око­вы»: ес­ли бы за­ко­пан­ная в зем­лю де­ревян­ная кро­вать про­рос­ла, то вы­рос­ло бы де­ре­во, а не кро­вать (B 15). При­мат «при­роды» над «за­ко­ном» при­во­дит А. к идее ра­вен­ст­ва всех лю­дей и не­ис­тин­ности со­слов­ных и ра­со­вых при­ви­ле­гий (B 44).

Соч.: [Фраг­мен­ты и сви­де­тель­ст­ва] // DK II, 334–370.

Лит.: Ма­ко­вель­ский А. О. Со­фис­ты. Ба­ку, 1941. Вып. 2; Un­ter­ste­iner M. Sofisti: In 2 vol. 2nd ed. Mil., 1967.

Вернуться к началу