Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭКЗИСТЕНЦИА́ЛЬНАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 257-258

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. А. Леонтьев

ЭКЗИСТЕНЦИА́ЛЬНАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ, на­прав­ле­ние в совр. пси­хо­ло­гии, сфор­ми­ро­вав­шее­ся в сер. 20 в. на сты­ке фи­ло­со­фии (эк­зи­стен­циа­лиз­ма и фе­но­ме­но­ло­гии) и пси­хо­те­ра­пев­тич. прак­ти­ки.

Э. п. ис­хо­дит из от­сут­ст­вия к.-л. пред­за­дан­ной «сущ­но­сти» или «при­ро­ды» че­ло­ве­ка и жё­ст­кой де­тер­ми­ни­ро­ван­но­сти его по­ве­де­ния, ис­клю­чаю­щей воз­мож­ность вы­бо­ра. Не­раз­рыв­ность че­ло­ве­ка и ус­ло­вий его су­ще­ст­во­ва­ния вы­ра­жа­ет­ся в по­ня­тии «жиз­нен­но­го ми­ра» как со­стоя­ще­го из трёх «ми­ров»: внеш­не­го ми­ра, ок­ру­жаю­ще­го че­ло­ве­ка, внут­рен­не­го ми­ра и со­вме­ст­но­го ми­ра об­ще­ния с др. людь­ми (Л. Бин­сван­гер); позд­нее к это­му был до­бав­лен мир объ­ек­тив­ных иде­аль­ных сущ­но­стей (Э. ван Дор­цен). Внеш­ний мир не­сёт в се­бе как оп­ре­де­лён­ные опас­но­сти, так и разл. воз­мож­но­сти, из ко­то­рых че­ло­век дол­жен де­лать вы­бор, и в про­цес­се это­го вы­бо­ра он «стро­ит» се­бя са­мо­го. Внут­рен­ний мир, фор­ми­рую­щий­ся в ре­зуль­та­те ра­бо­ты реф­лек­сив­но­го соз­на­ния, соз­да­ёт не­за­ви­си­мую точ­ку опо­ры, по­зво­ляя че­ло­ве­ку за­нять по­зи­цию по от­но­ше­нию к то­му, что влия­ет на его жизнь, в т. ч. к соб­ст­вен­ной на­след­ст­вен­но­сти, по­треб­но­стям и дав­ле­ни­ям сре­ды (В. Франкл). Со­вме­ст­ный мир в Э. п. рас­смат­ри­ва­ет­ся в по­ня­ти­ях диа­ло­га, от­кры­тых и за­ин­те­ре­со­ван­ных от­но­ше­ний «Я – Ты» в про­ти­во­вес фор­маль­но-без­лич­ным «Я – Оно» (М. Бу­бер).

В Э. п. мож­но вы­де­лить 4 осн. груп­пы про­блем (И. Ялом, Т. Гри­нинг, США): про­бле­мы жиз­ни и смер­ти; об­ре­те­ние смыс­ла су­ще­ст­во­ва­ния в ми­ре, пред­ла­гаю­щем мно­го раз­ных сис­тем ос­мыс­ле­ния, а ино­гда и во­об­ще от­ри­цаю­щем смысл; про­бле­мы сво­бо­ды и де­тер­ми­низ­ма, от­вет­ст­вен­но­го вы­бо­ра; про­бле­мы об­ще­ния, ус­та­нов­ле­ния ау­тен­тич­ных меж­лич­но­ст­ных от­но­ше­ний и про­ти­во­стоя­щих это­му от­чу­ж­де­ния и оди­но­че­ст­ва. Кон­ст­рук­тив­ный диа­лог, об­ще­ние с др. че­ло­ве­ком, вос­при­ни­мае­мым во всей его це­ло­ст­но­сти, вы­сту­па­ет в Э. п. как ус­ло­вие ду­шев­но­го здо­ро­вья и са­мо­реа­ли­за­ции. Пред­ме­том прак­тич. ра­бо­ты те­ра­пев­та или кон­суль­тан­та яв­ля­ет­ся не столь­ко лич­ность кли­ен­та, сколь­ко эк­зи­стен­ци­аль­ные про­бле­мы, воз­ни­каю­щие в ре­зуль­та­те её взаи­мо­дей­ст­вия с ми­ром, не­спо­соб­ность сов­ла­дать с ко­то­ры­ми по­ро­ж­да­ет нев­ро­зы и др. пси­хич. на­ру­ше­ния. Эк­зи­стен­ци­аль­ная пси­хо­те­ра­пия в це­лом не про­ти­во­сто­ит др. пси­хо­те­ра­пев­тич. шко­лам, не пред­ла­га­ет аль­тер­на­тив­ных тех­ник, а стре­мит­ся пу­тём ана­ли­за спо­соб­ст­во­вать бо­лее глу­бо­ко­му по­ни­ма­нию че­ло­ве­ка и стоя­щих пе­ред ним аль­тер­на­тив.

Осн. шко­лы Э. п.: швейц. шко­ла да­зайн-ана­ли­за (Л. Бин­сван­гер, М. Босс, Ж. Кон­д­рау), воз­ник­шая под пря­мым влия­ни­ем М. Хай­дег­ге­ра; австр. шко­ла ло­го­те­ра­пии и эк­зи­стен­ци­аль­но­го ана­ли­за (В. Франкл, А. Лэнг­ле), ис­пы­тав­шая силь­ное влия­ние М. Ше­ле­ра и М. Бу­бе­ра, клю­че­вым для неё яв­ля­ют­ся по­ня­тия смыс­ла и са­мо­оп­ре­де­ляю­щей­ся лич­но­сти; ка­ли­фор­ний­ская шко­ла (Р. Мэй, Дж. Бьюд­жен­тал, К. Шнай­дер), а так­же И. Ялом и С. Мад­ди, опи­раю­щие­ся в боль­шей сте­пе­ни на идеи С. Кьер­ке­го­ра, Ж. П. Сар­тра и П. Тил­ли­ха, глав­ны­ми для них вы­сту­па­ют про­бле­мы сво­бо­ды и от­вет­ст­вен­но­сти, ви­ны и тре­во­ги; брит. шко­ла (Р. Лэйнг, Э. Спи­нел­ли, Э. ван Дор­цен), вы­ра­бо­тав­шая мак­си­маль­но ин­те­гра­тив­ный под­ход. В 2015 в Лон­до­не со­сто­ял­ся 1-й Все­мир­ный кон­гресс по эк­зи­стен­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии.

С 1990-х гг. идеи Э. п. по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние в Рос­сии, в т. ч. с опо­рой на отеч. фи­лос. ис­точ­ни­ки (Н. А. Бер­дя­ев, М. М. Бах­тин, М. К. Ма­мар­да­шви­ли), с 2001 ре­гу­ляр­но про­во­дят­ся на­уч­но-прак­тич. кон­фе­рен­ции по Э. п., из­да­ют­ся жур­на­лы «Эк­зи­стен­ци­аль­ная тра­ди­ция: фи­ло­со­фия, пси­хо­ло­гия, пси­хо­те­ра­пия», «Existentia: пси­хо­ло­гия и пси­хо­те­ра­пия», «Эк­зи­стен­ци­аль­ный ана­лиз».

Лит.: Эк­зи­стен­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия. Эк­зи­стен­ция. М., 2001; Лэйнг Р. Д. Фе­но­ме­но­ло­гия пе­ре­жи­ва­ния. Рай­ская птич­ка. О важ­ном. Львов, 2005; Дор­цен Э. ван. Прак­ти­че­ское эк­зи­стен­ци­аль­ное кон­суль­ти­ро­ва­ние и пси­хо­те­ра­пия. Рос­тов н/Д., 2007; Лэнг­ле А., Уко­ло­ва Е. М., Шум­ский В. Б. Со­вре­мен­ный эк­зи­стен­ци­аль­ный ана­лиз. М., 2014; Ялом И. Эк­зи­стен­ци­аль­ная пси­хо­те­ра­пия. М., 2014.

Вернуться к началу