Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Ю́НОСТЬ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 590

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Г. Лапшин

Ю́НОСТЬ, воз­раст за­вер­ше­ния био­ло­гич. по­ло­во­го со­зре­ва­ния и на­ча­ла со­ци­аль­ной ин­те­гра­ции во взрос­лую жизнь. Ю. сле­ду­ет за под­ро­ст­ко­вым воз­рас­том, гра­ни­цы пе­рио­да оп­ре­де­ля­ют­ся при­бли­зи­тель­но от 15 до 21–23 лет. В анг­ло­сак­сон­ской куль­ту­ре со­хра­ни­лась свя­зан­ная с окон­ча­ни­ем Ю. ан­тич­ная тра­ди­ция оп­ре­де­ле­ния со­вер­шен­но­ле­тия в 21 год.

К кон­цу Ю. дос­ти­га­ют пол­но­го раз­ви­тия мно­гие пси­хич. функ­ции че­ло­ве­ка (вни­ма­ние, сен­со­мо­тор­ные ре­ак­ции, не­ко­то­рые ви­ды па­мя­ти и др.). Со­глас­но Ж. Пиа­же, к 14–15 го­дам под­рос­ток ов­ла­де­ва­ет ги­по­те­ти­ко-де­дук­тив­ным спо­со­бом рас­су­ж­де­ния, сред­ст­ва­ми ком­би­на­тор­но­го ана­ли­за и др., в по­сле­дую­щие го­ды про­ис­хо­дит важ­ный про­цесс диф­фе­рен­циа­ции и спе­циа­ли­за­ции ин­тел­лек­ту­аль­ных спо­соб­но­стей. В воз­рас­тной пе­рио­ди­за­ции Д. Б. Эль­ко­ни­на ве­ду­щей дея­тель­но­стью в пе­ри­од ран­ней Ю. вы­сту­па­ет учеб­но-проф. дея­тель­ность и свя­зан­ный с ней вы­бор про­фес­сии.

Ю. – на­пря­жён­ный пе­ри­од фор­ми­ро­ва­ния нравств. соз­на­ния, цен­но­ст­ных ори­ен­та­ций, ус­той­чи­во­го ми­ро­воз­зре­ния, вы­бо­ра гражд. по­зи­ции лич­но­сти. Скла­ды­ва­ют­ся собств. при­вя­зан­но­сти и взгля­ды, не обя­за­тель­но сов­па­даю­щие с мне­ния­ми и цен­но­стя­ми ро­ди­те­лей. По­иск сво­его пу­ти в жиз­ни пред­по­ла­га­ет ин­тен­сив­ное лич­ное об­ще­ние, со­пос­тав­ле­ние сво­их взгля­дов с мне­ния­ми ро­ди­те­лей, дру­зей, свер­ст­ни­ков, пред­ста­ви­те­лей разл. со­ци­аль­ных и проф. групп. Осо­бое ме­сто в Ю. за­ни­ма­ют друж­ба и лю­бовь, т. е. взаи­мо­от­но­ше­ния, ос­но­ван­ные не толь­ко на общ­но­сти ин­те­ре­сов и ув­ле­че­ний, но и на пси­хо­ло­гич. и сек­су­аль­ной бли­зо­сти. Спо­соб­ность ус­та­нав­ли­вать та­ко­го ро­да от­но­ше­ния Э. Эрик­сон рас­смат­ри­вал как важ­ное зве­но в це­пи пси­хо­ло­гич. но­во­об­ра­зо­ва­ний позд­ней Ю. и пе­рио­да мо­ло­до­сти (18–25 лет), воз­ни­каю­щее на ос­но­ве вы­ра­бот­ки ус­той­чи­вой лич­ной и со­ци­аль­ной иден­тич­но­сти. В то же вре­мя для это­го воз­рас­та ха­рак­тер­ны про­яв­ле­ния мак­си­ма­лиз­ма в кри­тич. оцен­ке дей­ст­ви­тель­но­сти, по­иск собств. идеа­лов и спо­со­бов их во­пло­ще­ния в ре­аль­ной жиз­ни. При не­бла­го­при­ят­ных ус­ло­ви­ях мо­гут воз­ни­кать ост­рые пси­хо­ло­гич. кон­флик­ты, при­водя­щие к фор­ми­ро­ва­нию не­га­тив­ной иден­тич­но­сти и са­мо­изо­ля­ции.

По окон­ча­нии Ю. на­сту­па­ет зре­лость – вре­мя наи­бо­лее пол­ной реа­ли­за­ции лич­но­сти во взрос­лой жиз­ни, ре­ше­ния осн. жиз­нен­ных за­дач. Ха­рак­тер­ной осо­бен­но­стью совр. по­стин­ду­ст­ри­аль­но­го (ин­фор­ма­ци­он­но­го) об­ще­ст­ва яв­ля­ет­ся уд­ли­не­ние пе­ре­ход­но­го эта­па от Ю. к зре­ло­сти (до 30 лет и стар­ше), по­яв­ле­ние лю­дей ти­па «взрос­лый ре­бё­нок» (англ. kid adult), за­стре­ваю­щих в юно­ше­ском об­ра­зе жиз­ни и от­кла­ды­ваю­щих вхо­ж­де­ние в пе­ри­од зре­ло­сти на бо­лее позд­нее вре­мя (т. н. син­дром Пи­те­ра Пэ­на).

Лит.: Шпран­гер Э. Пси­хо­ло­гия юно­ше­ско­го воз­рас­та // Пе­до­ло­гия юно­сти. М.; Л., 1931; Кон И. С. Пси­хо­ло­гия ран­ней юно­сти. М., 1989; Эрик­сон Э. Иден­тич­ность: юность и кри­зис. 2-е изд. М., 2006; Эль­ко­нин Б. Д. Пси­хо­ло­гия раз­ви­тия. 4-е изд. М., 2008. См. так­же ст. Мо­ло­дёжь и лит. при этой ста­тье.

Вернуться к началу