Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Ю́НГЕР

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 586

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Михайловский

Ю́НГЕР (Jünger) Эрнст (29.3.1895, Гей­дель­берг – 17.2.1998, Рид­лин­ген), нем. пи­са­тель и фи­ло­соф. Во вре­мя 1-й ми­ро­вой вой­ны в ка­че­ст­ве офи­це­ра уча­ст­во­вал в сра­же­ни­ях на Сом­ме, при Кам­бре, во Флан­д­рии, был мно­го раз ра­нен; в 1918 в чи­не млад­ше­го лей­те­нан­та удо­сто­ен выс­шей прусской на­гра­ды – ор­дена «Pour le mérite» («За за­слу­ги»). В 1919–23 офи­цер рейхс­ве­ра. В 1923–1925 изу­чал зоо­ло­гию и фи­ло­со­фию в Лейп­ци­ге и Не­апо­ле. С 1926 сво­бод­ный пи­са­тель. По­сле пе­ре­ез­да в Бер­лин в 1927 – один из ли­де­ров «кон­сер­ва­тивной ре­во­лю­ции», сбли­жа­ет­ся с К. Шмит­том. В по­ли­тической пуб­ли­ци­сти­ке 2-й пол. 1920-х – нач. 1930-х гг. вы­сту­пал про­тив Вей­мар­ской рес­пуб­лики с при­зы­вом к строи­тель­ст­ву «на­цио­наль­но­го, со­ци­аль­но­го, воо­ру­жён­но­го и ав­то­ри­тар­но­го» го­су­дар­ст­ва. По­сле 1933 – во «внут­рен­ней эмиг­ра­ции»; ро­ман «На мра­мор­ных утё­сах» («Auf den Marmork­lip­pen», 1939, рус. пер. 2009) со­дер­жит в ал­ле­го­рич. фор­ме кри­ти­ку ре­жи­ма, ос­но­ван­но­го на на­си­лии и тер­ро­ре. В 1941–44 в вер­мах­те в Па­ри­же при шта­бе ко­манд. вой­ска­ми во Фран­ции; был бли­зок офи­цер­ско-ари­сто­кра­тич. кру­гам нем. со­про­тив­ле­ния А. Гит­ле­ру, ра­бо­тал над трак­та­том «Мир» («Der Friede», 1945) и днев­ни­ка­ми («Из­лу­че­ния» – «Strahlungen», рус. пер. 2002). По­сле сня­тия за­пре­та на пуб­ли­ка­ции в 1949 вёл ак­тив­ную пи­са­тель­скую дея­тель­ность до кон­ца жиз­ни. Пре­мия им. Гё­те (1982).

Оп­ре­де­ляю­щим для все­го твор­че­ст­ва Ю. явил­ся опыт 1-й ми­ро­вой вой­ны, оз­на­ме­но­вав­шей со­бой ко­нец «бюр­гер­ской эпо­хи». В сво­их мно­го­числ. эс­се Ю. на­по­до­бие «сейс­мо­гра­фа» фик­си­ро­вал ра­ди­каль­ные из­ме­не­ния во всех сфе­рах жиз­ни. Ран­ние со­чи­не­ния Ю. – «Ро­ща 125» («Das Wäldchen 125», 1925), днев­ник «В сталь­ных гро­зах» («In Stahlge­wittern», 1920, рус. пер. 2000), «Огонь и кровь» («Feuer und Blut», 1925) – про­ник­ну­ты ге­рои­за­ци­ей по­зи­ци­он­ной вой­ны и ниц­ше­ан­ским про­слав­ле­ни­ем её сти­хий­ной жиз­нен­ной си­лы. Пер­вые по­пыт­ки уй­ти от не­по­сред­ст­вен­но­сти фрон­то­во­го опы­та про­сле­жи­ва­ют­ся уже в эс­се «Борь­ба как внут­рен­нее пе­ре­жи­ва­ние» («Der Kampf als inneres Erlebnis», 1922), где про­во­дит­ся фе­но­ме­но­ло­гич. ана­лиз пе­ре­жи­ва­ний, ха­рак­тер­ных для вой­ны («ужас», «эрос», «от­ва­га», «страх» и т. д.), и в но­вел­ле «Лей­те­нант Штурм» («Sturm», 1925, рус. пер. 2010). В трёх наи­бо­лее зна­чи­тель­ных эс­се 1930-х гг. – «То­таль­ная мо­би­ли­за­ция» («Die totale Mobilmachung», 1931, рус. пер. 2000), «Ра­бо­чий. Гос­под­ство и геш­тальт» («Der Arbeiter. Herrschaft und Gestalt», 1932, рус. пер. 2000), «О бо­ли» («Über den Schmerz», 1934, рус. пер. 2000) – кон­ста­ти­ру­ет­ся на­сту­п­ле­ние ни­ги­ли­стич. «эпо­хи масс и ма­шин» в пла­не­тар­ном мас­шта­бе. Под влия­ни­ем О. Шпенг­ле­ра Ю. со­сре­до­то­чи­ва­ет­ся на фе­но­ме­не тех­нич. ре­во­лю­ции (ав­то­ма­ти­за­ция, ур­ба­ни­за­ция, ус­ко­ре­ние жиз­ни, совр. ме­диа) и её гл. фи­гу­ры («геш­таль­та») – сол­да­та-ра­бо­че­го, ко­то­рый пре­одо­ле­ва­ет нац. и гос. гра­ни­цы и, в от­ли­чие от ин­ди­ви­дуа­ли­стич. идео­ло­гии «бюр­ге­ра», стре­мит­ся к то­таль­но­му гос­под­ству над ми­ром по­сред­ст­вом тех­ни­ки.

В по­сле­во­ен­ном эс­се «Че­рез ли­нию» («Über die Linie», 1950, рус. пер. 2006), на­пи­сан­ном по слу­чаю 60-ле­тия М. Хай­дег­ге­ра, Ю. ос­мыс­ля­ет совр. мис­сию ху­дож­ни­ка как пре­одо­ле­ние ни­ги­лиз­ма, «пе­ре­се­че­ние ли­нии» ме­ж­ду ис­че­заю­щим и ста­но­вя­щим­ся. Ут­вер­жде­ние но­вых цен­но­стей свя­зы­ва­ет­ся те­перь не с функ­цио­не­ром тех­нич. ми­ра (ра­бо­чим), а с «отд. че­ло­ве­ком», об­ра­щён­ным к сво­ей внут­рен­ней жиз­ни. Воз­мож­ность но­во­го опы­та нрав­ст­вен­но­сти и сво­бо­ды, ут­ра­чи­вае­мо­го в то­таль­ном (тех­но­кра­тич.) го­су­дар­ст­ве, да­ёт про­ти­во­пос­тав­ляе­мый ак­ти­виз­му «то­таль­ной мо­би­ли­за­ции» «лес­ной путь» («Der Waldgang», 1951) «стран­ни­ка»-по­эта, об­ре­таю­ще­го в ле­су, т. е. за пре­де­ла­ми ис­то­рии и идео­ло­гич. раз­ли­чий, ми­фич. «ме­сто сло­ва», ко­то­рое ста­но­вит­ся для не­го «творч. си­лой», «то­ж­де­ст­вен­ной с бы­ти­ем». В эс­се «У сте­ны вре­ме­ни» («An der Zeitmauer», 1959) Ю. раз­ви­ва­ет идею «но­во­го ме­таи­сто­рич. де­ле­ния вре­ме­ни», со­глас­но ко­то­рой на сме­ну ис­то­рии отд. лю­дей, го­су­дарств и на­ций при­хо­дит «ис­то­рия Зем­ли».

Для Ю. ха­рак­тер­ны экс­пе­ри­мен­ты с лит. фор­мой: со­еди­не­ние эле­мен­тов эпо­са и мо­но­ло­гич. рас­ска­за в ан­ти­уто­пии «Ге­лио­по­лис» («Heliopolis», 1949, рус. пер. 1992); стиль «ма­гич. реа­лиз­ма» в про­из­ве­де­ни­ях «Серд­це ис­ка­те­ля при­клю­че­ний. Фи­гу­ры и ка­прич­чо» («Das abenteuerliche Herz», 1938, рус. пер. 2004) и «Стек­лян­ные пчё­лы» («Gläserne Bienen», 1957); в цен­тре ро­ма­на «Эв­мес­виль» (1977, рус. пер. 2013), со­четаю­ще­го по­ве­ст­во­ва­ние, пси­хо­ло­гич. на­блю­де­ния и афо­ри­стич. вы­ска­зы­ва­ния, – фи­гу­ра «анар­ха», су­ве­рен­но­го ин­ди­ви­да, спо­соб­но­го ус­то­ять пе­ред ци­ви­ли­за­ци­он­ны­ми и при­род­ны­ми ка­та­ст­ро­фа­ми. Днев­ни­ко­вая про­за позд­не­го Ю. «Семь­де­сят ми­ну­ло» («Siebzig verweht», Tl 1–5, 1980–97; рус. пер. 2011–15) объ­е­ди­ня­ет центр. те­мы все­го его твор­че­ст­ва: пре­одо­ле­ние ни­ги­лиз­ма, пе­ре­пле­те­ние ми­фа и ис­то­рии, ос­мыс­ле­ние «ав­то­ра и ав­тор­ст­ва» как во­пло­ще­ния «твор­че­ской си­лы Все­лен­ной» и др.

Соч.: Sämtliche Werke. Stuttg., 1978–1983. Bd 1–18; Supplement-Bände. Stuttg., 1999–2003. Bd 1–4; Jünger E., Schmitt C. Briefe 1930–1983. Stuttg., 1999; Из­лу­че­ния (фев­раль 1941 – ап­рель 1945). СПб., 2002; Jünger E., Nebel G. Briefe 1938–1974. Stuttg., 2003; Го­ды ок­ку­па­ции (ап­рель 1945 – де­кабрь 1948). СПб., 2007; Са­ды и до­ро­ги. М., 2008; Ри­ва­роль. СПб., 2008; На­цио­на­ли­сти­че­ская ре­во­лю­ция: По­ли­ти­че­ские ста­тьи 1923–1933. М., 2008; Jünger E., Heidegger M. Briefe 1949–1975. Stuttg.; Fr./ M., 2008.

Лит.: Loose G. E. Jünger. Fr./M., 1957; Schwarz H.-P. Der konservative Anarchist: Politik und Zeitkritik E. Jüngers. Freiburg im Breisgau, 1962; Bohrer K.-H. Die Ästhetik des Schreckens. Münch., 1978; E. Jünger im 20. Jahrhundert / Hrsg. von H.-H. Müller., H. Sege­berg. Münch., 1995; Nevin T. E. Jünger and Germany: Into the abyss, 1914–1945. L., 1997; Neaman E. Y. A dubious past: E. Jünger and the politics of literature after Nazism. Berk., 1999; Коз­лов­ски П. Миф о мо­дер­не. М., 2002; Heidegger M. Zu E. Jünger. Fr./M., 2004; Эво­ла Ю. «Ра­бо­чий» в твор­че­ст­ве Э. Юн­ге­ра. СПб., 2005; Судь­ба ни­ги­лиз­ма: Э. Юн­гер, М. Хай­дег­гер, Д. Кам­пер, Г. Фи­галь. СПб., 2006; Kiesel H. E. Jünger: Die Biographie. Münch., 2007; E. Jünger – eine Bilanz / Hrsg. von N. Żarska, G. Diesener, W. Kunicki. Lpz., 2010; Hervier J. E. Jünger: Dans les tempêtes du siècle. P., 2014; E. Jün­ger-Handbuch: Leben, Werk, Wirkung / Hrsg. von M. Schöning. Stuttg.; Weimar, 2014; Schwilk H. E. Jünger. Ein Jahrhun­dert­leben. Stuttg., 2014.

Вернуться к началу