Э́ЛИ́АС
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Э́ЛИ́АС (Elias) Норберт (22.6.1897, Бреслау – 1.8.1990, Амстердам), нем. социолог. В 1915–17 был на фронте во время 1-й мировой войны. С 1918 учился в ун-тах Бреслау, Гейдельберга (в т. ч. у К. Ясперса и Г. Риккерта) и Фрайбурга (у Э. Гуссерля). После защиты дис. «Идея и индивид» (1924) работал в Гейдельберге в качестве ассистента А. Вебера, затем (с 1930) К. Манхейма во Франкфурте-на-Майне. С 1933 в эмиграции во Франции, с 1935 в Великобритании. В 1950–70-е гг. преподавал социологию в Лестере. С 1975 жил в Амстердаме. В 1978–84 работал в центре междисциплинарных исследований ун-та в Билефельде. С ростом интереса к трудам Э., прежде всего в Германии (премия им. Т. Адорно, 1977) и Голландии, были переизданы его работы, написанные в эмиграции.
Э. считается одним из виднейших представителей исторической социологии, хотя сам он был против употребления этого термина. Важнейшие его работы имеют своим предметом европ. общество средних веков и Нового времени. Вслед за М. Вебером и В. Зомбартом он исследовал становление и развитие европ. рациональности. В гл. труде «О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования» («Über den Prozess der Zivilisation. Soziogenetische und psychogenetische Untersuchungen», Bd 1–2, 1939, рус. пер. 2001) изменения нравов, манер, форм повседневного общения между людьми рассматриваются параллельно с одновременными изменениями в строении общества, сменой социальных институтов в качестве единого «процесса цивилизации». Стандарты и нормы поведения соответствуют определённой структуре личности. Запреты на некоторые виды поведения интериоризируются, становятся личностными потребностями – внешняя дисциплина преображается в дисциплину внутреннюю. Самоконтроль и стабильность поведенч. реакций возможны и необходимы в обществе с высокой степенью безопасности, обеспечиваемой гос. монополией на легитимное насилие, появляющейся в Европе с переходом от феод. раздробленности к централизов. гос-ву. Рационализация поведения происходит вместе с ростом числа взаимозависимостей между людьми, с удлинением цепей обмена товарами, услугами, информацией, что приводит к изменению самого стиля мышления. В работе «Придворное общество» («Die höfische Gesellschaft», 1969, рус. пер. 2002) Э. проводит детальный анализ «куртуазной культуры», ментальности придворной аристократии: подобно тому как совр. государство является наследником абсолютной монархии, так и зап.-европ. «цивилизованность» и рациональность генетически связаны с культурой придворного общества, с выработанными ею механизмами контроля над аффектами и влечениями, чувства дистанции между людьми и такта.
На основании этих эмпирич. исследований Э. разработал свою «социологию фигураций», т. е. меняющихся во времени переплетений межчеловеческих отношений в результате борьбы между индивидами и группами за монополизацию «жизненных шансов» – экономич. ресурсов, средств физич. насилия, способов организации и когнитивной ориентации и т. д. Теория фигураций развивалась Э. в ряде сочинений 1960–80-х гг. – «Humana conditio» (1985), «Исследования о немцах» («Studien über die Deutschen», 1989), в работах по социологии знания, социологии науки, иск-ва, спорта, нац. отношений и др.