Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭКСПЕРИМЕ́НТ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 281-282

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Ахутин

ЭКСПЕРИМЕ́НТ (лат. experimentum – про­ба, опыт), ме­тод по­зна­ния; тип опы­та, имею­ще­го це­ле­на­прав­лен­но ис­сле­до­ва­тель­ский ха­рак­тер и про­во­ди­мый в спе­ци­аль­но за­дан­ных, вос­про­из­во­ди­мых ус­ло­ви­ях пу­тём их кон­тро­ли­руе­мо­го из­ме­не­ния.

Как фор­ма ис­сле­до­ва­ния Э. был оп­ре­де­лён ло­ги­кой на­уч. по­зна­ния Но­во­го вре­ме­ни (17–19 вв.) и свя­зан с фун­дам. из­ме­не­ни­ем по­ни­ма­ния опы­та по срав­не­нию с ан­тич­ным опы­том вос­при­ятия су­ще­го в его соб­ст­вен­ном эй­до­се (не­дели­мой иде­аль­ной фор­ме его бы­тия) и ср.-век. тре­бо­ва­ни­ем (напр., у Ро­бер­та Грос­се­те­ста и Р. Бэ­ко­на) до­пол­нить схо­ла­стич. ар­гу­мен­та­цию пу­тём ус­мот­ре­ния в опы­те «внеш­не­го» ми­ра ана­лог «внут­рен­не­го» мис­тич. опы­та. Для но­во­ев­ро­пей­ской нау­ки по­нять – зна­чит от­крыть сущ­но­ст­ный за­кон, оп­ре­де­ляю­щий воз­мож­но­сти су­ще­ст­во­ва­ния ве­щей и яв­ле­ний. На­ча­ло ре­ви­зии ари­сто­те­лев­ско­го и схо­ла­стич. по­ня­тия фор­мы в ду­хе экс­пе­рим. ме­то­да бы­ло по­ло­же­но в «Но­вом Ор­га­но­не» Ф. Бэ­ко­на.

Осн. ха­рак­те­ри­сти­ки экс­пе­рим. стра­те­гии, оп­ре­де­ляю­щей ме­сто и смысл раз­ных ви­дов Э. (ис­сле­до­ва­тель­ский, про­ве­роч­ный, де­мон­ст­ра­ци­он­ный, ка­че­ст­вен­ный, ре­шаю­щий, мыс­лен­ный, вы­чис­ли­тель­ный экс­пе­ри­мент), мо­гут быть све­де­ны к сле­дую­щим.

1) В Э. ис­сле­ду­ет­ся из­ме­не­ние со­стоя­ния на­блю­дае­мо­го объ­ек­та в за­ви­си­мо­сти от из­ме­няю­щих­ся ус­ло­вий его су­ще­ст­во­ва­ния; за при­род­ны­ми «суб­стан­ция­ми», рас­смат­ри­вае­мы­ми как при­ме­ры дей­ст­вия еди­но­го за­ко­на, ищет­ся функ­цио­наль­ная за­ви­си­мость.

2) Из­ме­не­ние ус­ло­вий в Э. стро­ит­ся как ряд по­сле­до­ват. при­бли­же­ний к пре­дель­но­му, по­гра­нич­но­му со­стоя­нию. В Э. про­ис­хо­дит вы­ход за пред­мет­ный го­ри­зонт ис­ход­ной тео­рии в мир но­вых (мыс­ли­мых) сущ­но­стей и од­но­вре­мен­но опыт­ное от­кры­тие этих сущ­но­стей как пре­дель­ных (па­ра­док­саль­ных) форм опы­та. Так, Г. Га­ли­лей от­кры­ва­ет су­ще­ст­во­ва­ние ко­пер­ни­кан­ско­го ми­ра, экс­пе­ри­мен­ти­руя с пре­дель­ны­ми фор­ма­ми ми­ра ари­сто­те­ли­ан­ско­го. Со­от­вет­ст­вия прин­цип, сфор­му­ли­ро­ван­ный Н. Бо­ром, вы­яв­ля­ет имен­но эту осо­бен­ность раз­ви­тия тео­ре­тич. мыс­ли.

3) По­сколь­ку в опы­те ви­ди­мое да­но вме­сте с оп­ре­де­лён­ным об­ра­зом ви́де­ния и по­ни­ма­ния, экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­ние с объ­ек­та­ми опы­та пре­об­ра­зу­ет и кон­ст­рук­тив­ное во­об­ра­же­ние субъ­ек­та, соз­да­ёт со­от­вет­ст­вую­щую им спо­соб­ность ви­деть. В этом со­сто­ит «со­кра­ти­че­ская» функ­ция Э. (Л. Ольш­ки).

4) Э. уст­рем­лён к пре­де­лу, в ко­то­ром ис­сле­дуе­мое яв­ле­ние (напр., па­де­ние те­ла, хи­мич. пре­вра­ще­ние, жизнь по­пу­ля­ции, ре­ак­тив­ное по­ве­де­ние) вы­сту­па­ет в «чис­том ви­де», изо­ли­ро­ван­но. Пре­об­ра­зую­щее дей­ст­вие Э. на­прав­ле­но к раз­де­ле­нию слож­ной сис­те­мы взаи­мо­дей­ст­вий с це­лью вы­де­лить эле­мен­тар­ную связь при­чи­на – дей­ст­вие и сво­бод­ное от дей­ст­вий (инер­ци­аль­ное) бы­тие объ­ек­та. Это оп­ре­де­ля­ет Э. как про­це­ду­ру идеа­ли­за­ции, пе­ре­ход к мыс­лен­но­му Э. с иде­аль­ны­ми объ­ек­та­ми (к ко­то­рым толь­ко и от­но­сят­ся ут­вер­жде­ния тео­рии). Спец. сред­ст­ва­ми Э. соз­да­ёт ус­ло­вия, мак­си­маль­но при­бли­жен­ные к иде­аль­ным (аб­со­лют­ная пус­то­та, аб­со­лют­но твёр­дое те­ло, иде­аль­ный газ, си­ло­вые ли­нии элек­тро­маг­нит­но­го по­ля, про­стой реф­лекс, со­ци­аль­ный тип, чис­тая фо­не­ма и т. д.), и вме­сте с тем он ука­зы­ва­ет путь к ре­аль­ной ин­тер­пре­та­ции иде­аль­ных (тео­ре­тич.) со­бы­тий и при­чин­но­го объ­яс­не­ния ре­аль­ных яв­ле­ний.

5) Э. не­об­хо­ди­мо свя­зан с тех­ни­кой, по­сколь­ку вос­про­из­ве­де­ние ре­аль­но­го со­бы­тия в иде­аль­ном пре­де­ле пред­по­ла­га­ет ис­кус­ст­вен­но соз­дан­ные ус­ло­вия Э. Экс­пе­рим. нау­ка де­ла­ет­ся в ла­бо­ра­то­ри­ях, фун­дам. ис­сле­до­ва­ния яв­ля­ют­ся и наи­бо­лее тех­но­ём­ки­ми (напр., совр. ус­ко­ри­тель), и наи­бо­лее тех­ни­че­ски эф­фек­тив­ны­ми (ядер­ная энер­гия, ген­ная ин­же­не­рия).

Не­клас­сич. фи­зи­ка 20 в. (ре­ля­ти­ви­ст­ская и кван­то­вая ме­ха­ни­ка) об­на­ру­жила и внутр. гра­ни­цы Э. как ме­то­да по­зна­ния (прин­ци­пы на­блю­дае­мо­сти, не­оп­ре­де­лён­но­сти, до­пол­ни­тель­но­сти, фик­си­рую­щие не­уст­ра­ни­мое уча­стие по­зна­ват. дей­ст­вия в оп­ре­де­ле­нии бы­тия позна­вае­мо­го «объ­ек­та»), в си­лу че­го на­ме­ти­лось су­ще­ст­вен­но но­вое по­ня­тие бы­тия как бы­тия-воз­мож­но­сти (он­то­ло­гия вир­ту­аль­но­сти).

Лит.: На­ли­мов В. В. Тео­рия экс­пе­ри­мен­та. М., 1971; Аху­тин А. В. Экс­пе­ри­мент и при­ро­да. СПб., 2012; Dingler H. Das Experi­ment, sein Wesen und seine Geschichte. Mün­ster, 2014.

Вернуться к началу