ШТУМПФ
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШТУМПФ (Stumpf) Карл (21.4.1848, Визентхайд – 25.12.1936, Берлин), нем. философ, психолог и музыковед, чл. Баварской (1890) и Прусской (1895) академий наук. В 1865–68 учился в ун-тах Вюрцбурга (у Ф. Брентано) и Гёттингена (у Р. Г. Лотце). С 1870 приват-доцент в Гёттингене. Проф. ун-тов в Вюрцбурге (1873–78, преемник Брентано), Праге (1879–84), Галле (1884–89, здесь его учеником был Э. Гуссерль), Мюнхене (1889–93), где в созданной им эксперим. лаборатории изучал психологию восприятия муз. звуков и их сочетаний, заложив основы муз. психологии («Tonpsychologie», Bd 1–2, 1883–90). В 1894–1923 проф. Берлинского ун-та (ректор в 1907–08), где его учениками были К. Коффка, М. Вертхаймер и В. Кёлер; организатор и директор Психологич. ин-та при ун-те. Был президентом (вместе с Т. Липпсом) 3-го Междунар. психологич. конгресса в Мюнхене (1896). Ш. в 1900 вместе со своим учеником Э. фон Хорнбостелем создал фонографич. архив, насчитывающий более 10 тыс. записей традиц. музыки разных народов. В 1912–13 основал станцию по изучению антропоидов на о. Тенерифе.
В русле дескриптивной психологии Ф. Брентано с его учением о психич. феноменах, или актах сознания, Ш. выделил два типа непосредственно данных сознания – явления (ощущения, впечатления, представления, чувствования) и психич. функции, или акты (различение явлений, выделение их из потока изменчивых чувственных впечатлений и соединение их в комплексы). Базовые функции различения и соединения лежат в основе трёх классов высших психич. функций – формирования понятий, суждений, эмоционально-волевых переживаний, которым соответствуют три класса специфич. содержаний, «формаций» (Gebilde), – «предметы» (понятийные образования), «положения дел» (Sachverhalte – термин введён Ш.) и «ценности». Именно функции составляют предмет психологии. Одна из её задач – выяснение истока и смысла базисных науч. понятий, которые могут быть определены лишь через указание на конкретные феномены, служащие основанием их абстракции. Явления, или феномены, как таковые не составляют объект науч. познания. Ш. ввёл понятие особой дисциплины – феноменологии, которая осуществляет анализ явлений и тем самым доставляет исходный предметный материал для последующего создания науч. концептов. В этом смысле он называл феноменологию «преднаукой» (Vorwissenschaft). Примером феноменологич. проблематики в творчестве самого Ш. является анализ длительности, консонанса и диссонанса, нераздельности протяжённости и качества в пространственных представлениях («О психологич. происхождении пространственных представлений» – «Über psychologischen Ursprung der Raumvorstellung», 1873), «слияния» ощущений, благодаря которому данные одновременно явления воспринимаются как целое (гештальткачества), и др.
Ш. явился непосредств. предшественником феноменологии Э. Гуссерля, а также гештальтпсихологии.