Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШТУМПФ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 133-134

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Р. А. Громов

ШТУМПФ (Stumpf) Карл (21.4.1848, Ви­зент­хайд – 25.12.1936, Бер­лин), нем. фи­ло­соф, пси­хо­лог и му­зы­ко­вед, чл. Ба­вар­ской (1890) и Прус­ской (1895) ака­де­мий на­ук. В 1865–68 учил­ся в ун-тах Вюрц­бур­га (у Ф. Брен­та­но) и Гёт­тин­ге­на (у Р. Г. Лот­це). С 1870 при­ват-до­цент в Гёт­тин­ге­не. Проф. ун-тов в Вюрц­бур­ге (1873–78, пре­ем­ник Брен­та­но), Пра­ге (1879–84), Гал­ле (1884–89, здесь его уче­ни­ком был Э. Гус­серль), Мюн­хе­не (1889–93), где в соз­дан­ной им экс­пе­рим. ла­бо­ра­то­рии изу­чал пси­хо­ло­гию вос­при­ятия муз. зву­ков и их со­че­та­ний, за­ло­жив ос­но­вы муз. пси­хо­ло­гии («Ton­psychologie», Bd 1–2, 1883–90). В 1894–1923 проф. Бер­лин­ско­го ун-та (рек­тор в 1907–08), где его уче­ни­ка­ми бы­ли К. Коф­фка, М. Верт­хай­мер и В. Кё­лер; ор­га­ни­за­тор и ди­рек­тор Пси­хо­ло­гич. ин-та при ун-те. Был пре­зи­ден­том (вме­сте с Т. Липп­сом) 3-го Ме­ж­ду­нар. пси­хо­ло­гич. кон­грес­са в Мюн­хе­не (1896). Ш. в 1900 вме­сте со сво­им уче­ни­ком Э. фон Хорн­бо­сте­лем соз­дал фо­но­гра­фич. ар­хив, на­счи­ты­ваю­щий бо­лее 10 тыс. за­пи­сей тра­диц. му­зы­ки раз­ных на­ро­дов. В 1912–13 ос­но­вал стан­цию по изу­че­нию ан­тро­пои­дов на о. Те­не­ри­фе.

В рус­ле де­ск­рип­тив­ной пси­хо­ло­гии Ф. Брен­та­но с его уче­ни­ем о пси­хич. фе­но­ме­нах, или ак­тах соз­на­ния, Ш. вы­де­лил два ти­па не­по­сред­ст­вен­но дан­ных соз­на­ния – яв­ле­ния (ощу­ще­ния, впе­чат­ле­ния, пред­став­ле­ния, чув­ст­во­ва­ния) и пси­хич. функ­ции, или ак­ты (раз­ли­че­ние яв­ле­ний, вы­де­ле­ние их из по­то­ка из­мен­чи­вых чувственных впе­чат­ле­ний и со­еди­не­ние их в ком­плек­сы). Ба­зо­вые функ­ции раз­ли­че­ния и со­еди­не­ния ле­жат в ос­но­ве трёх клас­сов выс­ших пси­хич. функ­ций – фор­ми­ро­ва­ния по­ня­тий, су­ж­де­ний, эмо­цио­наль­но-во­ле­вых пе­ре­жи­ва­ний, ко­то­рым со­от­вет­ст­ву­ют три клас­са спе­ци­фич. со­дер­жа­ний, «фор­ма­ций» (Gebilde), – «пред­ме­ты» (по­ня­тий­ные об­ра­зо­ва­ния), «по­ло­же­ния дел» (Sachverhalte – тер­мин вве­дён Ш.) и «цен­но­сти». Имен­но функ­ции со­став­ля­ют пред­мет пси­хо­ло­гии. Од­на из её за­дач – вы­яс­не­ние ис­то­ка и смыс­ла ба­зис­ных на­уч. по­ня­тий, ко­то­рые мо­гут быть оп­ре­де­ле­ны лишь че­рез ука­за­ние на кон­крет­ные фе­но­ме­ны, слу­жа­щие ос­но­ва­ни­ем их аб­ст­рак­ции. Яв­ле­ния, или фе­но­ме­ны, как та­ко­вые не со­став­ля­ют объ­ект на­уч. по­зна­ния. Ш. ввёл по­ня­тие осо­бой дис­ци­п­ли­ны – фе­но­ме­но­ло­гии, ко­то­рая осу­ще­ст­в­ля­ет ана­лиз яв­ле­ний и тем са­мым дос­тав­ля­ет ис­ход­ный пред­мет­ный ма­те­ри­ал для по­сле­дую­ще­го соз­да­ния на­уч. кон­цеп­тов. В этом смыс­ле он на­зы­вал фе­но­ме­но­логию «пред­нау­кой» (Vorwissenschaft). При­ме­ром фе­но­ме­но­ло­гич. про­бле­ма­ти­ки в твор­че­ст­ве са­мо­го Ш. яв­ля­ет­ся ана­лиз дли­тель­но­сти, кон­со­нан­са и дис­со­нан­са, не­раз­дель­но­сти про­тя­жён­но­сти и ка­че­ст­ва в про­стран­ст­вен­ных пред­став­ле­ни­ях («О пси­хо­ло­гич. про­ис­хо­ж­де­нии про­стран­ст­вен­ных пред­став­ле­ний» – «Über psychologischen Ursprung der Raum­vorstellung», 1873), «слия­ния» ощу­ще­ний, бла­го­да­ря ко­то­ро­му дан­ные од­но­вре­мен­но яв­ле­ния вос­при­ни­ма­ют­ся как це­лое (геш­тальтка­че­ст­ва), и др.

Ш. явил­ся не­по­средств. пред­ше­ст­вен­ни­ком фе­но­ме­но­ло­гии Э. Гус­сер­ля, а так­же геш­тальт­пси­хо­ло­гии.

Соч.: Zur Einteilung der Wissenschaften. B., 1907; Philosophische Reden und Vorträge. Lpz., 1910; Яв­ле­ния и пси­хи­че­ские функ­ции // Но­вые идеи в фи­ло­со­фии. СПб., 1913. Cб. 4; Ду­ша и те­ло // Там же. СПб., 1913. Сб. 8; Про­ис­хо­ж­де­ние му­зы­ки. Л., 1927; Erkennt­nislehre. Lpz., 1939–1940. Bd 1–2; Schriften zur Psychologie. Fr./M., 1997.

Лит.: Кунц­ман А. И. Пси­хо­ло­гия мыш­ле­ния Ф. Брен­та­но, Г. Уфу­эса, Э. Гус­сер­ля и К. Штумп­фа // Но­вые идеи в фи­ло­со­фии. СПб., 1914. Сб. 16; Маль­це­ва Е. А. К. Штумпф и его зна­че­ние в об­лас­ти му­зы­каль­ной пси­хо­ло­гии // Му­зы­каль­ное об­ра­зо­ва­ние. 1928. № 4/5; Sprung H. C. Stumpf – Eine Biografie: Von der Philosophie zur expe­ri­mentellen Psychologie. Münch.; W., 2006; Гро­мов Р. А. К. Штумпф – за­бы­тая фе­но­ме­но­ло­гия // Еже­год­ник по фе­но­ме­ноло­ги­че­ской фи­ло­со­фии. М., 2008. Т. 1; Philosophy from an empirical standpoint: Essays on C. Stumpf / Ed. D. Fisette, R. Martinelli. Amst., 2015.

Вернуться к началу