Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШТИ́РНЕР

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 123

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ШТИ́РНЕР (Stirner) Макс (псевд.; наст. имя и фам. Кас­пар Шмидт, Schmidt) (25.10.1806, Бай­рёйт – 25.6.1856, Бер­лин), нем. фи­ло­соф. В 1826–35 учил­ся в ун-тах Бер­ли­на и Эр­лан­ге­на, в нач. 1840-х гг. сбли­зил­ся с мла­до­ге­гель­ян­ца­ми. В гл. ра­бо­те «Един­ст­вен­ный и его соб­ст­вен­ность» («Der Einzige und sein Eigentum», 1845, рус. пер. 1907) вы­сту­пил с кри­ти­кой воз­зре­ний Л. Фей­ер­ба­ха и Б. Бау­эра как не­дос­та­точ­но ра­ди­каль­ных. Бла­го­да­ря про­све­ти­те­лям «по­тус­то­рон­нее вне нас унич­то­же­но», од­на­ко ос­та­лось не­тро­ну­тым «по­тус­то­рон­нее в нас» – на­вя­зан­ные нам (в ча­ст­но­сти, вну­шён­ные пу­тём вос­пи­та­ния) идеа­лы, нор­мы по­ве­де­ния, при­выч­ки и т. п., ко­то­рые в си­лу сво­ей все­общ­но­сти ни­как не со­от­но­сят­ся с кон­крет­ной лич­но­стью, «един­ст­вен­ной» в её свое­об­ра­зии. Бог, че­ло­ве­че­ст­во, оте­че­ст­во, го­су­дар­ст­во, пра­во, мо­раль и т. д. пред­став­ля­ют со­бой аб­ст­ракт­ные общ­но­сти («при­зра­ки»), от­чу­ж­дён­ные от ин­ди­ви­да, его уни­каль­ных же­ла­ний и ин­те­ре­сов. Ин­ди­вид дол­жен ис­кать не со­ци­аль­ную, а соб­ст­вен­ную сво­бо­ду, т. к. за ка­ж­дым со­ци­аль­ным об­ра­зо­ва­ни­ем сто­ят эгои­стич. ин­те­ре­сы от­дель­ных лиц. Сво­бо­да, по Ш., ко­гда име­ешь то, что же­ла­ешь, т. е. яв­ля­ешь­ся «соб­ст­вен­ни­ком» са­мо­го се­бя, а весь мир пред­ста­ёт как ма­те­ри­ал са­мо­осу­ще­ст­в­ле­ния сво­его не­по­вто­ри­мо­го Я. Го­су­дар­ст­ву как вла­ст­ной ин­сти­ту­ции Ш. про­ти­во­пос­тав­ля­ет спон­тан­ный «со­юз эгои­стов» – не­за­ви­си­мых и са­мо­оп­ре­де­ляю­щих­ся ин­ди­ви­дов, не опи­раю­щих­ся на к.-л. ав­то­ри­тет. Воз­рас­тав­ший с кон. 19 в. ин­те­рес к на­сле­дию Ш. был свя­зан с вос­при­яти­ем его как идей­но­го пред­ше­ст­вен­ни­ка Ф. Ниц­ше, анар­хиз­ма, позд­нее – эк­зи­стен­циа­лиз­ма и др.

Соч.: Geschichte der Reaktion. В., 1852. Abt. 1–2.

Лит.: Мак­кай Д. Г. M. Штир­нер, его жизнь и уче­ние. СПб., 1907; Шель­вин Р. М. Штир­нер и Ф. Ниц­ше. М., 1909; Arvon H. Aux so­urces de l’existentialisme. M. Stirner. P., 1954 (bibl.); Маркс К., Эн­гельс Ф. Не­мец­кая идео­ло­гия // Маркс К., Эн­гельс Ф. Со­чи­не­ния. 2-е изд. М., 1955. Т. 3; Emge C. A. M. Stir­ner. Eine geistig nicht bewältigte Ten­denz. Mainz, 1964; Helms H. G. Die Ideologie der anony­men Gesellschaft. Köln, 1966; Laska B. A. Ein dauerhafter Dissident: 150 Jahre Stirners «Ein­ziger»: eine kurze Wirkungs­ges­chichte. Nürn­berg, 1996; Welsh J. F. M. Stir­ner’s dialecti­cal egoism: A new interpretation. Lanham, 2010; M. Stirner / Ed. S. Newman. N. Y., 2011.

Вернуться к началу