Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШТЕРН

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 120

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Н. Ждан

ШТЕРН (Stern) Виль­ям Лу­ис (29.4.1871, Бер­лин – 27.3.1938, Да­рем, штат Сев. Ка­ро­ли­на, США), нем. пси­хо­лог и фи­ло­соф. Окон­чил Бер­лин­ский ун-т (1892, дис. у Г. Эб­бин­гау­за). Пре­по­да­вал в Ун-те Брес­лау (1897–1916). В Бер­ли­не совм. с О. Лип­ма­ном орга­ни­зо­вал Ин-т при­клад­ной пси­хо­ло­гии (воз­глав­лял его в 1906–16) и из­да­вал «Жур­нал при­клад­ной пси­хо­ло­гии». Проф. ун-та в Гам­бур­ге (1916–33), где ос­но­вал (вме­сте с Х. Вер­не­ром) Пси­холо­гич. ин-т и был его ди­рек­то­ром. В 1933 эмиг­ри­ро­вал в Ни­дер­лан­ды, за­тем в США, проф. Ун-та Дю­ка (Да­рем).

В соз­дан­ной им в рус­ле мо­на­до­ло­гии Г. В. Лейб­ни­ца сис­те­ме кри­тич. пер­со­на­лиз­ма («Лич­ность и вещь» – «Person und Sache», Bd 1–3, 1906–24) мир рас­смат­ри­ва­ет­ся как ие­рар­хич. сис­те­ма лич­но­стей разл. сту­пе­ней (че­ло­век, жи­вот­ное, рас­те­ние, клет­ка, кри­сталл), при этом лич­ность по­ни­ма­ет­ся как це­ло­ст­ное пси­хо­фи­зи­че­ски ней­траль­ное един­ст­во, ха­рак­те­ри­зую­щее­ся це­ле­уст­рем­лён­ной на­прав­лен­но­стью.

Тру­ды Ш. ох­ва­ты­ва­ют ши­ро­кий круг во­про­сов об­щей, ге­не­тич. и при­клад­ной (в т. ч. юри­ди­че­ской – о дос­то­вер­но­сти сви­де­тель­ских по­ка­за­ний) пси­хо­ло­гии. Ос­но­ва­тель диф­фе­рен­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии (ввёл сам тер­мин).

В ра­бо­тах Ш. по дет­ской пси­хо­ло­гии пси­хич. раз­ви­тие ре­бён­ка опи­сы­ва­ет­ся как кон­вер­ген­ция (взаи­мо­дей­ст­вие) двух фак­то­ров – на­след­ст­вен­но­сти и сре­ды. Пе­рио­ды это­го раз­ви­тия рас­смат­ри­ва­ют­ся – со­глас­но тео­рии ре­ка­пи­ту­ля­ции – по ана­ло­гии с эта­па­ми раз­ви­тия жи­вот­но­го ми­ра и че­ло­ве­че­ской куль­ту­ры. Дал ин­тел­лек­туа­ли­стич. ин­тер­пре­та­цию раз­ви­тия дет­ской ре­чи, в опи­са­нии разл. ви­дов иг­ры рас­смат­ри­вал её как под­го­тов­ку к бу­ду­щей дея­тель­но­сти.

Ш. обос­но­вал пред­мет и ме­то­ды диф­фе­рен­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии, а так­же оп­ре­де­лил её за­да­чи как при­клад­ной дис­ци­п­ли­ны – по­зна­ние ин­ди­ви­ду­аль­ных пси­хо­ло­гич. осо­бен­но­стей че­ло­ве­ка (пси­хог­но­сти­ка) и раз­ра­бот­ка средств психич. воз­дей­ст­вия на не­го в сфе­ре об­ра­зо­ва­ния, ме­ди­ци­ны, пра­ва, хо­зяйств. жиз­ни и др. (пси­хо­тех­ни­ка, ко­то­рую Г. Мюн­стер­берг вслед за Ш. вы­де­лил в отд. от­расль пси­хо­ло­гии). В ис­сле­до­ва­нии ин­тел­лек­та Ш. ис­поль­зо­вал ме­тод тес­тов, с по­мо­щью ко­то­рых он про­во­дил, в ча­ст­но­сти, ис­пы­та­ние ода­рён­но­сти у де­тей школь­но­го воз­рас­та. Ввёл по­ня­тие ко­эф­фи­ци­ен­та ин­тел­лек­та (IQ, 1912), вы­счи­ты­вае­мо­го как от­но­ше­ние ум­ст­вен­но­го воз­рас­та к хро­но­ло­ги­че­ско­му.

Соч.: При­клад­ная пси­хо­ло­гия. Изу­че­ние сви­де­тель­ских по­ка­за­ний // Про­бле­мы пси­хо­ло­гии. Сб. ста­тей / Под ред. О. Б. Голь­дов­ско­го и др. М., 1905. Вып. 1; Вос­по­ми­на­ние, по­ка­за­ние и ложь в ран­нем дет­ст­ве. СПб., 1911 (совм. с К. Штерн); Пси­хо­ло­ги­че­ские ме­то­ды ис­пы­та­ния ум­ст­вен­ной ода­рен­но­сти в их при­ме­не­нии к де­тям школь­но­го воз­рас­та. П., 1915. СПб., 1997; Пси­хо­ло­гия ран­не­го дет­ст­ва до шес­ти­лет­не­го воз­рас­та. 2-е изд. П., 1922; Диф­фе­рен­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия и ее ме­то­ди­че­ские ос­но­вы. М., 1998.

Лит.: Люк Х. Е. Ис­то­рия пси­хо­ло­гии: Те­че­ния, шко­лы, пу­ти раз­ви­тия. М., 2012; Вы­гот­ский Л. С. Мыш­ле­ние и речь. Про­бле­ма раз­ви­тия ре­чи в уче­нии В. Штер­на // Вы­гот­ский Л. С. Мыш­ле­ние и речь: пси­хо­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ния. М., 2016.

Вернуться к началу