Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШПРА́НГЕР

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 97

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Н. Попов

ШПРА́НГЕР (Spranger) Эду­ард (27.6.1882, Грос­лих­тер­фель­де, близ Бер­ли­на – 17.9.1963, Тю­бин­ген), нем. фи­ло­соф, пси­хо­лог, пе­да­гог. В 1900–05 учил­ся в Бер­лин­ском ун-те у В. Диль­тея и К. Штумп­фа. Проф. ун-тов Лейп­ци­га (1911–20), Бер­ли­на (1920–46, рек­тор в 1945), Тю­бин­ге­на (с 1946).

Фи­лос. взгля­ды Ш. сло­жи­лись в рус­ле идей Диль­тея и фи­ло­со­фии жиз­ни, а так­же уче­ния о цен­но­стях Г. Рик­кер­та. В гл. тру­де «Фор­мы жиз­ни» («Le­bensformen», 1914) Ш. раз­ви­вал идеи по­ни­маю­щей пси­хо­ло­гии, рас­смат­ри­вая ду­шев­ную жизнь в её смы­сло­вой це­ло­ст­но­сти, ко­то­рая осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в ду­хов­ной дея­тель­но­сти Я, вклю­чён­ной в оп­ре­де­лён­ное со­дер­жа­ние куль­ту­ры. Един­ст­вен­ным пу­тём по­зна­ния лю­бых ду­хов­ных форм Ш. счи­тал по­сти­же­ние ин­ди­ви­ду­аль­ной струк­ту­ры ду­ха. Раз­ли­чия в смы­сло­вой (цен­но­ст­ной) на­прав­лен­но­сти и пси­хо­ло­гич. ус­та­нов­ке субъ­ек­та, из ко­то­рых Ш. вы­во­дил и осн. на­прав­ле­ния ду­хов­ной объ­ек­ти­ва­ции, оп­ре­де­ля­ют ха­рак­тер вы­де­ляе­мых Ш. шес­ти осн. иде­аль­ных ти­пов че­ло­ве­че­ской ин­ди­ви­ду­аль­но­сти: «эко­но­мич.» че­ло­век хо­зяй­ст­ва, «тео­ре­тич.» че­ло­век нау­ки, «эс­те­тич.» че­ло­век ис­кус­ст­ва, «со­ци­аль­ный» че­ло­век люб­ви и «са­мо­от­да­чи», «по­ли­тич.» че­ло­век вла­сти и «ре­лиг.» че­ло­век. Рас­смат­ри­вая лич­ность как но­си­те­ля куль­ту­ры, Ш. при­зы­вал ос­во­бо­дить­ся от «со­цио­ло­гич. ил­лю­зии» – све­де­ния нау­ки, ис­кус­ст­ва, нрав­ст­вен­но­сти и ре­ли­гии к об­ществ. си­лам. При­зна­вая не­раз­рыв­ную связь со­ци­аль­ной фор­мы и куль­тур­но­го со­дер­жа­ния, Ш. ре­шаю­щую роль от­во­дил «лич­но-че­ло­ве­че­ско­му» и «пред­мет­но-куль­тур­но­му» со­дер­жа­нию, раз­вёр­ты­ваю­ще­му­ся в этих фор­мах и оп­ре­де­ляю­ще­му их цен­ность.

Ме­тод по­ни­маю­щей пси­хо­ло­гии был реа­ли­зо­ван Ш. в «Пси­хо­ло­гии юно­ше­ско­го воз­рас­та» («Psychologie des Jugend­alters», 1924; рус. пер. в сб. «Пе­до­ло­гия юно­сти», 1931) – од­ном из наи­бо­лее влия­тель­ных со­чи­не­ний нем. пе­да­го­ги­ки 20 в. Ш. вы­де­лил три осн. ха­рак­те­ри­сти­ки, при­су­щие юно­ше­ско­му воз­рас­ту: от­кры­тие соб­ст­вен­но­го Я, осу­ще­ст­в­ляе­мо­го в фор­мах са­мо­реф­лек­сии, по­яв­ле­ние жиз­нен­но­го пла­на и врас­та­ние в отд. сфе­ры жиз­ни и куль­ту­ры.

Ав­тор мно­го­числ. ра­бот по тео­рии и ис­то­рии пе­да­го­ги­ки (в т. ч. о В. фон Гум­больд­те, И. Г. Пес­та­лоц­ци, Ф. Фре­бе­ле).

Соч.: W. von Humboldt und die Humani­täts­idee. 2. Aufl. B., 1928; Kultur und Erziehung. 4. Aufl. Lpz., 1928; Volk, Staat, Erziehung. Lpz., 1932; Die Magie der Seele. 2. Aufl. Tüb., 1949; Goethes Weltanschauung. [4. Aufl. Wies­baden], 1949; Der unbekannte Gott. 2. Aufl. Stuttg., [1955]; Pestalozzis Denk­for­men. 2. Aufl. Hdlb., 1959; Kulturfragen der Gegen­wart. 3. Aufl. Hdlb., 1961; Päda­go­gi­sche Pers­pektiven. 7. Aufl. Hdlb., 1962; Zur Geschichte der deutschen Volksschule. Hdlb., 1971.

Лит.: E. Spranger: Sein Werk und sein Leben. Hdlb., 1964; Neu Т. Bibliographie E. Spran­ger. Tüb., 1958.

Вернуться к началу