Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФРА́ЙЕР

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 529

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Ф. Филиппов

ФРА́ЙЕР (Freyer) Ханс (31.7.1887, Лейп­циг – 18.1.1969, Эбер­штайн­бург), нем. фи­ло­соф и со­цио­лог. Учил­ся в Грайфс­вальд­ском (1907) и Лейп­циг­ском (1908–1911) ун-тах у К. Лам­прех­та (дис­сер­тации 1911 и 1920). Проф. Киль­ско­го (с 1922) и Лейп­циг­ско­го (1925–48) ун-тов, пер­вый нем. проф. со­цио­ло­гии. По­сле 1948 со­труд­ник изд-ва «Брок­га­уз» в Вис­ба­де­не, в 1955–63 проф. Мюн­стер­ско­го ун-та.

Со­цио­ло­гия, оп­ре­де­ляе­мая Ф. как «на­у­ка о клас­со­вом об­ще­ст­ве раз­ви­то­го ка­пи­та­лиз­ма», вос­при­ни­ма­лась им как «кри­зис­ная нау­ка» («Soziologie als Wirk­lichkeitswissenschaft...», 1930). В рус­ле идей нео­ге­гель­ян­ст­ва и в об­щем кон­тек­сте умо­на­строе­ний кон­сер­ва­тив­ной ре­во­лю­ции Ф. в ра­бо­тах 1920-х гг. («Го­су­дар­ст­во» – «Der Staat», 1925; «Ре­во­лю­ция спра­ва» – «Revolution von rechts», 1931, рус. пер. 2009) от­во­дит клю­че­вую роль го­су­дар­ст­ву в пре­одо­ле­нии про­ти­во­ре­чий гра­ж­дан­ско-бур­жу­аз­но­го (bürger­lich) об­ще­ст­ва и фор­ми­ро­ва­нии но­вой ис­то­рич. общ­но­сти – «на­ро­да», рек­ру­ти­рую­ще­го­ся из са­мых раз­ных со­ци­аль­ных сло­ёв и групп и ста­но­вя­ще­го­ся в про­цес­се «ре­во­лю­ции спра­ва» субъ­ек­том но­во­го ми­ра – пре­одо­ле­ваю­ще­го от­чу­ж­де­ние сво­бод­но­го ми­ра тру­да.

На­ме­чен­ная уже в ран­них со­чи­не­ни­ях тео­рия ин­ду­ст­ри­аль­но­го об­ще­ст­ва по­лу­чи­ла раз­ви­тие в по­сле­во­ен­ных ра­бо­тах, осо­бен­но в «Тео­рии со­вре­мен­ной эпо­хи» («Theorie des gegenwärtigen Zeit­alters», 1955). Ин­ду­ст­ри­аль­ное об­ще­ст­во, воз­ник­шее в 18–19 вв., ха­рак­те­ри­зу­ет­ся на­ли­чи­ем од­но­род­ных сис­тем, «вто­рич­ных» по от­но­ше­нию к куль­ту­рам про­шло­го, – ма­те­ри­аль­но­го про­из­вод­ст­ва и рас­пре­де­ле­ния, бю­ро­кра­тич. управ­ле­ния, тех­ни­ки. Эти сис­те­мы, не имею­щие ана­ло­гов в пред­ше­ст­вую­щей ис­то­рии, ори­ен­ти­ро­ва­ны на эф­фек­тив­ность, а не на ос­мыс­лен­ность для отд. че­ло­ве­ка, влия­ние че­ло­ве­ка све­де­но к ми­ни­му­му то­го, что тре­бу­ет­ся для обес­пе­че­ния их эф­фек­тив­но­го функ­цио­ни­ро­ва­ния. Че­ло­век ста­но­вит­ся при­дат­ком сис­те­мы, по­вы­ше­ние ком­фор­та со­про­во­ж­да­ет­ся не­удов­ле­тво­рён­но­стью, ощу­ще­ни­ем по­те­ри лич­ной иден­тич­но­сти. Эти идеи, пе­ре­кли­каю­щие­ся с тео­ри­ей ин­сти­ту­тов А. Ге­ле­на, ока­за­ли влия­ние на по­сле­во­ен­ную нем. со­цио­ло­гию.

Соч.: Макь­я­вел­ли. СПб., 2011; Тео­рия объ­ек­тив­но­го ду­ха. СПб., 2013.

Лит.: Muller J. Z. The other god that failed: H. Freyer and the deradicalization of German conservatism. Princeton, 1987.

Вернуться к началу