ХА́ТЧЕСОН
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХА́ТЧЕСОН (Hutcheson) Фрэнсис (8.8.1694, Друмалиг, Сев. Ирландия – 1746, Глазго или Дублин), брит. философ, один из родоначальников шотл. Просвещения, предшественник шотландской школы здравого смысла. Родился в семье шотл. пресвитерианцев. Учился в Ун-те Глазго (1710–16), с 1719 преподавал в основанной им частной академии в Дублине; с 1729 проф. моральной философии в Глазго, впервые в Шотландии читал лекции на англ. яз., а не на латыни; среди его учеников – А. Смит.
Отталкиваясь от учения Дж. Локка о первичных и вторичных качествах, разработал концепцию независимых от познават. способности и соображений пользы внутр. чувств – эстетическом, моральном, сострадания, чести, стыда и др., изначально присущих человеческой природе наряду с внешними чувствами. В получившем широкую известность «Исследовании о происхождении наших идей красоты и добродетели» («An inquiry into the original of our ideas of beauty and virtue», опубл. анонимно в 1725, рус. пер. 1973) выделил автономное внутр. чувство прекрасного (красоту Х. понимал как единство разнообразного); трактат способствовал оформлению эстетики в особую филос. дисциплину в сер. 18 в. В противовес эгоистич. этике Т. Гоббса и Б. Мандевиля развил воспринятую у А. Шефтсбери идею морального чувства в своей «благожелательной» теории морали: автономное моральное чувство, незаинтересованное, не зависящее от религии и не связанное с естеств. благом, выражается в инстинктивном одобрении «благожелательных», т. е. направленных на общее благо, человеческих действий и неодобрении эгоистических. Х. принадлежит воспринятая утилитаризмом формула «наибольшее счастье для наибольшего числа людей». Среди других сочинений – «Эссе о природе и действии страстей и аффектов, с примерами морального чувства» («An essay on the nature and conduct of the passions and affections, with illustrations on the moral sense», 1728, анонимно), «Система моральной философии» («System of moral philosophy», vol. 1–2, 1755), «Логика» (1764, рус. пер. 1817) и др.