Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХА́ТЧЕСОН

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 790

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ХА́ТЧЕСОН (Hutcheson) Фрэн­сис (8.8.1694, Дру­ма­лиг, Сев. Ир­лан­дия – 1746, Глаз­го или Дуб­лин), брит. фи­ло­соф, один из ро­до­на­чаль­ни­ков шотл. Про­све­ще­ния, пред­ше­ст­вен­ник шот­ланд­ской шко­лы здра­во­го смыс­ла. Ро­дил­ся в се­мье шотл. пре­сви­те­ри­ан­цев. Учил­ся в Ун-те Глаз­го (1710–16), с 1719 пре­по­да­вал в ос­но­ван­ной им ча­ст­ной ака­де­мии в Дуб­ли­не; с 1729 проф. мо­раль­ной фи­ло­со­фии в Глаз­го, впер­вые в Шот­лан­дии чи­тал лек­ции на англ. яз., а не на ла­ты­ни; сре­ди его уче­ни­ков – А. Смит.

От­тал­ки­ва­ясь от уче­ния Дж. Лок­ка о пер­вич­ных и вто­рич­ных ка­че­ст­вах, раз­ра­бо­тал кон­цеп­цию не­за­ви­си­мых от по­зна­ват. спо­соб­но­сти и со­об­ра­же­ний поль­зы внутр. чувств – эс­те­ти­че­ском, мо­раль­ном, со­стра­да­ния, чес­ти, сты­да и др., из­на­чаль­но при­су­щих че­ло­ве­че­ской при­ро­де на­ря­ду с внеш­ни­ми чув­ст­ва­ми. В по­лу­чив­шем ши­ро­кую из­вест­ность «Ис­сле­до­ва­нии о про­ис­хо­ж­де­нии на­ших идей кра­со­ты и доб­ро­де­те­ли» («An inquiry into the original of our ideas of beauty and virtue», опубл. ано­ним­но в 1725, рус. пер. 1973) вы­де­лил ав­то­ном­ное внутр. чув­ст­во пре­крас­но­го (кра­со­ту Х. по­ни­мал как един­ст­во раз­но­об­раз­но­го); трак­тат спо­соб­ст­во­вал оформ­ле­нию эс­те­ти­ки в осо­бую фи­лос. дис­ци­п­ли­ну в сер. 18 в. В про­ти­во­вес эгои­стич. эти­ке Т. Гоб­бса и Б. Ман­де­ви­ля раз­вил вос­при­ня­тую у А. Шеф­тс­бе­ри идею мо­раль­но­го чув­ст­ва в сво­ей «бла­го­же­ла­тель­ной» тео­рии мо­ра­ли: ав­то­ном­ное мо­раль­ное чув­ст­во, не­за­ин­те­ре­со­ван­ное, не за­ви­ся­щее от ре­ли­гии и не свя­зан­ное с ес­теств. бла­гом, вы­ра­жа­ет­ся в ин­стинк­тив­ном одоб­ре­нии «бла­го­же­ла­тель­ных», т. е. на­прав­лен­ных на об­щее бла­го, че­ло­ве­че­ских дей­ст­вий и не­одоб­ре­нии эгои­сти­че­ских. Х. при­над­ле­жит вос­при­ня­тая ути­ли­та­риз­мом фор­му­ла «наи­боль­шее сча­стье для наи­боль­ше­го чис­ла лю­дей». Сре­ди дру­гих со­чи­не­ний – «Эс­се о при­ро­де и дей­ст­вии стра­стей и аф­фек­тов, с при­ме­ра­ми мо­раль­но­го чув­ст­ва» («An essay on the nature and conduct of the passions and affections, with illustrations on the moral sense», 1728, ано­ним­но), «Сис­те­ма мо­раль­ной фи­ло­со­фии» («System of moral philoso­phy», vol. 1–2, 1755), «Ло­ги­ка» (1764, рус. пер. 1817) и др.

Соч.: Works. Glasgow, 1769–1774. Vol. 1–6.

Лит.: Scott W. R. F. Hutcheson. His life, teaching and position in the history of philosophy. N. Y., 1966; Аб­ра­мов М. А. Шот­ланд­ская фи­ло­со­фия ве­ка Про­све­ще­ния. М., 2000.

Вернуться к началу