Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХАРИ́ЗМА

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 769

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. Г. Подвойский

ХАРИ́ЗМА (греч. χάρισμα, род. п. χαρίσματος – бла­го­дать, бо­же­ст­вен­ный дар) в со­цио­ло­гии, со­во­куп­ность ис­клю­чи­тель­ных, экс­т­ра­ор­ди­нар­ных ка­честв и спо­соб­но­стей, при­пи­сы­вае­мых ду­хов­но­му, ре­ли­ги­оз­но­му или по­ли­тич. ли­де­ру его по­сле­до­ва­те­ля­ми и слу­жа­щих, по их пред­став­ле­ни­ям, обос­но­ва­ни­ем его вла­сти. По­ня­тие Х. бы­ло раз­ра­бо­та­но в тру­дах М. Ве­бе­ра [ха­риз­ма­тич. гос­под­ство как один из иде­аль­ных ти­пов ле­ги­тим­но­го гос­под­ства, на­ря­ду с ле­галь­но-ра­цио­наль­ным и тра­ди­ци­он­ным (см. Ле­ги­тим­ность)] и Э. Трёль­ча.

Пре­кло­не­ние пе­ред фи­гу­рой во­ж­дя, по­ви­но­ве­ние ему, эмо­цио­наль­ная при­вя­зан­ность, не­ред­ко в со­че­та­нии со стра­хом, – ус­та­нов­ки, имею­щие в зна­чит. ме­ре аф­фек­тив­ную при­ро­ду, от­час­ти ко­ре­ня­щие­ся в под­соз­на­нии (ср. пси­хо­ана­ли­тич. трак­тов­ки ха­риз­ма­тич. во­ж­диз­ма как про­дук­та кол­лек­тив­ной люб­ви к «от­цу» – об­щи­ны, на­ро­да, на­ции, го­су­дар­ст­ва).

В ро­ли ха­риз­ма­тич. ли­де­ров в раз­ных ис­то­рич. си­туа­ци­ях мог­ли вы­сту­пать про­ро­ки, «на­род­ные ге­рои», вы­даю­щие­ся пол­ко­вод­цы, гос. дея­те­ли, ре­фор­ма­то­ры, ре­во­люц. во­ж­ди и т. д. Вдох­нов­ляе­мые ими дви­же­ния час­то на­прав­ля­лись на ра­ди­каль­ное из­ме­не­ние (не обя­за­тель­но на­силь­ст­вен­ное) ус­то­яв­ших­ся норм, тра­ди­ций и форм со­ци­аль­ной ор­га­ни­зации, пред­по­ла­гая ут­вер­жде­ние но­вых цен­но­стей и идеа­лов. Дей­ст­вия ха­риз­ма­тич. ли­де­ров яв­ля­ют­ся од­ним из важ­ных со­ци­аль­но-пси­хо­ло­гич. ис­точ­ни­ков «то­таль­ной мо­би­ли­за­ции» масс.

Связь Х. с ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми ка­че­ст­ва­ми ли­де­ра де­ла­ет про­бле­ма­тич­ной её ав­то­ма­тич. пе­ре­да­чу пре­ем­ни­кам, напр. по­сле смер­ти или ино­го «вы­хо­да из иг­ры» дей­ст­вую­ще­го об­ла­да­те­ля Х. Ес­ли при этом соз­дан­ная им со­ци­аль­ная еди­ни­ца – дви­же­ние, ор­га­ни­за­ция, брат­ст­во, пар­тия и т. п. – не рас­па­да­ет­ся по к.-л. при­чи­нам внеш­не­го или внут­рен­не­го по­ряд­ка, она по­сте­пен­но пе­ре­хо­дит в сво­ём раз­ви­тии в фа­зу ин­сти­ту­цио­на­ли­за­ции, со­про­во­ж­даю­щей­ся про­цес­са­ми бю­ро­кра­ти­за­ции, ра­цио­на­ли­за­ции и де­пер­со­ни­фи­ка­ции управ­ле­ния (т. н. ру­ти­ни­за­ция Х.). Т. о., ха­риз­ма­тич. гос­под­ство эво­лю­цио­ни­ру­ет в на­прав­ле­нии тра­ди­ци­он­но­го и/или ле­галь­но-ра­цио­наль­но­го гос­под­ства или их мно­го­числ. ком­би­на­ций. Ха­риз­ма­тич. ав­то­ри­тет час­тич­но от­де­ля­ет­ся от лич­но­сти ос­но­во­по­лож­ни­ка уче­ния или дви­же­ния и пе­ре­хо­дит на кол­лек­тив­ную струк­ту­ру в це­лом – то­гда но­си­те­лем Х. ока­зы­ва­ет­ся уже не лич­ность, а груп­па или ин­сти­тут, напр. пар­тия, Цер­ковь или ре­лиг. об­щи­на и т. д.

Вернуться к началу