Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХАЛЬБВА́КС

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 734

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Б. Гофман

ХАЛЬБВА́КС, Альб­вакс (Halbwachs) Мо­рис (11.3.1877, Реймс – 16.3.1945, Бу­хен­вальд), франц. со­цио­лог и фи­ло­соф, пред­ста­ви­тель шко­лы Э. Дюрк­гей­ма. Окон­чил Выс­шую нор­маль­ную шко­лу в Па­ри­же (1901). Пре­по­да­вал в разл. ли­це­ях Фран­ции. Проф. Страс­бур­ско­го (1919–35) и Па­риж­ско­го (с 1935) ун-тов. Сто­рон­ник ре­фор­ми­ст­ско­го со­циа­лиз­ма. В 1944 был аре­сто­ван за уча­стие в Дви­же­нии Со­про­тив­ле­ния, скон­чал­ся в конц­ла­ге­ре. Круг на­уч. ин­те­ре­сов Х. был очень ши­рок, ох­ва­ты­вая во­про­сы ис­то­рии фи­ло­со­фии, де­мо­гра­фии и др., в сво­их ра­бо­тах он ши­ро­ко при­ме­нял ста­ти­стич. ме­то­ды. Осн. ис­сле­до­ва­ния по­свя­ще­ны про­бле­ма­ти­ке со­ци­аль­ных клас­сов (их по­треб­но­стей, по­треб­ле­ния и пси­хо­ло­гии) и со­ци­аль­ной па­мя­ти. Клас­сы, по Х., оп­ре­де­ля­ют­ся че­рез су­ще­ст­во­ва­ние клас­со­во­го са­мо­соз­на­ния и ие­рар­хии, ос­но­ван­ной на оп­ре­де­лён­ной сис­те­ме цен­но­стей. Х. под­чёр­ки­вал от­но­си­тель­ный, под­виж­ный ха­рак­тер и со­ци­аль­ную обу­слов­лен­ность по­треб­но­стей и по­треб­ле­ния. В кн. «При­чи­ны са­мо­убий­ст­ва» («Les causes du suicide», 1930) Х. смяг­чил ан­ти­пси­хо­ло­гизм в ана­ли­зе са­мо­убий­ст­ва, при­су­щий Дюрк­гей­му, про­де­мон­ст­ри­ро­вав при этом роль пси­хич. фак­то­ров. В сво­их но­ва­тор­ских ис­сле­до­ва­ни­ях па­мя­ти как яв­ле­ния со­цио­куль­тур­но­го Х. по­ка­зы­вал, что ин­ди­ви­ду­аль­ная па­мять обу­слов­ле­на «кол­лек­тив­ной па­мя­тью», во­пло­щён­ной, в ча­ст­но­сти, в тра­ди­ци­ях и со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тах, а со­ци­аль­ное взаи­мо­дей­ст­вие и рит­мы со­ци­аль­ной жиз­ни – важ­ный фак­тор за­по­ми­на­ния. Со­ци­аль­ная сре­да упо­ря­до­чи­ва­ет вос­по­ми­на­ния в про­стран­ст­ве и во вре­ме­ни, она слу­жит ис­точ­ни­ком их са­мих и по­ня­тий, в ко­то­рых они фик­си­ру­ют­ся. Идеи Х. о «со­ци­аль­ных рам­ках» па­мя­ти и «кол­лек­тив­ной па­мя­ти» по­лу­чи­ли про­дол­же­ние и раз­ви­тие в со­ци­аль­ных нау­ках ру­бе­жа 20–21 вв., в т. ч. в ис­сле­до­ва­ни­ях ме­мо­ри­аль­ной куль­ту­ры, «мест па­мя­ти» и т. п.

Соч.: Leibniz. P., 1907; La classe ouvrière et les niveaux de vie. P., 1913; Esquisse d’une psychologie des classes sociales. P., 1955; La mémoire collective. Nouv. éd. rev. et augm. P., 1997; Со­ци­аль­ные клас­сы и мор­фо­ло­гия. СПб., 2000; Кол­лек­тив­ная и ис­то­ри­че­ская па­мять // Не­при­кос­но­вен­ный за­пас. 2005. № 2–3 (40–41); Со­ци­аль­ные рам­ки па­мя­ти. М., 2007; La topographie légendaire des Évan­giles en Terre sainte: Étude de mémoire collective. P., 2008.

Лит.: Marcel J.-C. Mémoire et connaissance chez M. Halbwachs. P., 2000; Namer G. Halbwachs et la mémoire sociale. P., 2000; Becker A. M. Halbwachs, un intellectuel en guerres mondiales, 1914–1945. P., 2003; Mon­tigny G. M. Halbwachs: Vie, œuvres, concepts. P., 2005; Jaisson M., Baudelot C. M. Halbwachs, sociologue retrouvé. P., 2007; M. Halbwachs: le temps, la mémoire et l’émo­tion. P., 2007; Гоф­ман А. Б. Тра­ди­ция, со­ли­дар­ность и со­цио­ло­ги­че­ская тео­рия. М., 2015.

Вернуться к началу