ФУНКЦИОНАЛИ́ЗМ
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФУНКЦИОНАЛИ́ЗМ, школа в этнографии и методологич. подход в социологии, психологии и лингвистике. Предметом изучения для Ф. является функция, каковой обладает всякий социальный институт, причём общество трактуется как система, имеющая свою структуру, каждый элемент которой выполняет собств. функцию и при этом определяет суть др. элементов, в свою очередь завися от них. Культура воспринимается как иерархич. структура, элементы которой состоят из более простых явлений и, в свою очередь, входят в состав более сложных. Социальные и культурные явления выводятся из физиологич. потребностей человека, трансформированных присущей данному обществу системой культурных норм и правил. Ориентированный в осн. на раскрытие механизмов действия и воспроизводства социальных структур, классич. Ф. носил ярко выраженный антиэволюционный характер, практически не проявляя интереса к историч. изменениям.
Важным источником Ф. выступала идея сравнения общества с живым организмом, где каждый орган (институт) выполняет определённую социальную функцию по отношению к системному целому (органицизм, Г. Спенсер). Принципы Ф. сформулировал Э. Дюркгейм в 1895. Задача изучения социальных функций была впервые выдвинута нем. этнологом Р. Турнвальдом в 1911, стремившимся привлечь этнографич. данные для более эффективного управления герм. колониями. Как науч. направление Ф. сформировался в Великобритании в 1920-е гг. в «теории потребностей» Б. Малиновского. Он же разработал базовые для Ф. принципы включённого наблюдения в полевой работе этнографа: изучаться должны не экзотич. явления, а бытовые, повседневные, наблюдаемые в той среде, в которой они функционируют, в течение длительного времени (чтобы уменьшить то «возмущающее» влияние, которое оказывает личность исследователя на носителей культуры), и при обязательном владении языком изучаемой общности.
Последователем Б. Малиновского стал А. Р. Рэдклифф-Браун, однако он делал акцент на изучении культуры через призму социальных отношений и рассматривал её как совокупность институтов, направленных на поддержку, сохранение и воспроизводство социального взаимодействия между членами коллектива. В качестве осн. задачи исследования он постулировал поиск базовых структурных принципов, лежащих в основе отд. культурных феноменов, чем предвосхитил развитие структурализма. Углублённое исследование социальных структур в брит. антропологии продолжили Э. Э. Эванс-Причард, М. Фортес, М. Глакмен, В. Тёрнер, Э. Р. Лич, И. Хогбин, Л. А. Фаллерс, О. Ричардс, П. Ллойд, Х. (Г.) Купер и др. Новозел. антрополог Р. Фёрс пытался сгладить противоречия между сторонниками Малиновского и Рэдклифф-Брауна, предложив расширить предмет науки, но ограничить рамки исследования малыми человеческими сообществами (микросоциологич. метод) и рассматривать каждое конкретное явление в контексте остальных культурных феноменов (методика «контекстуализации»). Функциональный анализ стал одним из ведущих направлений в амер. социологии 1930–70-х гг. (структурный функционализм: Т. Парсонс, Р. Мертон, Э. Шилз, Л. Козер и др.).