Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФРЕЙД

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 608

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Старовойтов

ФРЕЙД (Freud) Ан­на (3.12.1895, Ве­на – 9.10.1982, Лон­дон), австр. и англ. пси­хо­ана­ли­тик, один из ос­но­ва­те­лей дет­ско­го пси­хо­ана­ли­за и эго-пси­хо­ло­гии. Дочь З. Фрей­да, его уче­ни­ца и по­сле­до­ва­тель­ни­ца.

По­лу­чив пе­да­го­гич. об­ра­зо­ва­ние, в 1914–20 ра­бо­та­ла учи­тель­ни­цей в на­чаль­ной шко­ле. Прой­дя курс пси­хо­ана­ли­за у З. Фрей­да, от­кры­ла соб­ст­вен­ную прак­ти­ку (с 1922 чл. Вен­ско­го пси­хо­ана­ли­тич. об-ва), за­ни­ма­лась дет­ским ана­ли­зом. Вы­ход в 1927 пер­вой кни­ги Ф. «Вве­де­ние в тех­ни­ку дет­ско­го ана­ли­за» («Einführung in die Technik der Kinder­a­nalyse», рус. пер. 1927, 1997) ини­ции­ро­вал ост­рую по­ле­ми­ку с М. Кляйн, пред­ме­том ко­то­рой ста­ло по­ни­ма­ние иг­ро­вых дей­ст­вий ре­бён­ка и во­прос о на­ли­чии у не­го нев­ро­за пе­ре­но­са. В гл. тру­де «Я и ме­ха­низ­мы за­щи­ты» («Das Ich und die Abwehrmechanismen», 1936, рус. пер. 1999) Ф. впер­вые да­ла сис­те­ма­тич. опи­са­ние за­щит­ных ме­ха­низ­мов лич­но­сти.

По­сле на­ци­ст­ской ок­ку­па­ции Ав­ст­рии в 1938 Ан­на вме­сте с З. Фрей­дом эмиг­ри­ро­ва­ла в Анг­лию. В 1940 она совм. с До­ро­ти Берлингeм ор­га­ни­зо­ва­ла в Хамп­сте­де (пред­ме­стье Лон­до­на) дет­ский дом для си­рот и жертв вой­ны, где про­во­ди­лось пси­хо­ана­ли­тич. ис­сле­до­ва­ние де­тей; с 1952 Ф. ста­ла ди­рек­то­ром кли­ни­ки дет­ской те­ра­пии в Хам­п­сте­де. В хо­де со­вме­ст­ной ра­бо­ты с Д. Бер­лин­гем Ф., в от­ли­чие от З. Фрей­да, при­шла к вы­во­ду о том, что эмо­цио­наль­ные от­но­ше­ния ре­бён­ка с ма­те­рью пред­ше­ст­ву­ют на­ча­лу его взаи­мо­от­но­ше­ний с от­цом.

В кн. «Нор­ма и па­то­ло­гия дет­ско­го раз­ви­тия» («Normality and pathology in childhood», 1965) бы­ли под­ве­де­ны ре­зуль­та­ты мно­го­лет­них ис­сле­до­ва­ний дет­ско­го раз­ви­тия [в ча­ст­но­сти, в ней бы­ло вве­де­но по­ня­тие нор­маль­ных (крат­ко­вре­мен­ных и об­ра­ти­мых) рег­рес­сий в раз­ви­тии Я и др.].

Соч.: The writings. N. Y.; L., 1966–1980. Vol. 1–8; Фрейд А., Фрейд З. Дет­ская сек­су­аль­ность и пси­хо­ана­лиз дет­ских нев­ро­зов. 2-е изд. СПб., 2000.

Лит.: Бес­сер Р. Жизнь и твор­че­ст­во А. Фрейд // Эн­цик­ло­пе­дия глу­бин­ной пси­хо­ло­гии. М., 2002. Т. 3; Ста­ро­вой­тов В. В. Раз­ви­тие эгоп­си­хо­ло­гии в тру­дах А. Фрейд // Со­вре­мен­ный пси­хо­ана­лиз: Ос­нов­ные шко­лы и на­прав­ле­ния раз­ви­тия. М., 2013.

Вернуться к началу