Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФИЛОЛА́Й

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 362-363

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Лебедев

ФИЛОЛА́Й (Φιλόλαος) из Кро­то­на или Та­рен­та (со­глас­но Ари­сток­се­ну) в Юж. Ита­лии (ок. 470 – по­сле 399 до н. э.), др.-греч. фи­ло­соф, уче­ник Ли­си­да, круп­ней­ший пред­ста­ви­тель пи­фа­го­ре­из­ма в 5 в. до н. э. по­сле Пи­фа­го­ра. По вер­сии Плу­тар­ха, Ф. и Ли­сид спас­лись во вре­мя ан­ти­пи­фа­го­рей­ско­го мя­те­жа в Ме­та­пон­те (ок. сер. 5 в.), вы­прыг­нув из го­ря­щей штаб-квар­ти­ры пи­фа­го­рей­ско­го сою­за. Позд­нее Ф. жил и пре­по­да­вал в Фи­вах, его уче­ни­ка­ми до 399 бы­ли Сим­мий и Ке­бет, со­бе­сед­ни­ки Со­кра­та в пла­то­нов­ском «Фе­до­не». По Дио­ге­ну Ла­эр­тию, Пла­тон во вре­мя сво­его пер­во­го пу­те­ше­ст­вия в Вел. Гре­цию (по­сле 399) встре­чал­ся там с Ф. и Эв­ри­том.

Ф. счи­тал­ся пер­вым пи­фа­го­рей­цем, чьё со­чи­не­ние бы­ло опуб­ли­ко­ва­но во­пре­ки при­ня­то­му в пи­фа­го­рей­ской шко­ле за­пре­ту раз­гла­шать по­сто­рон­ним уче­ние Пи­фа­го­ра. Со­хра­нив­шие­ся фраг­мен­ты-ци­та­ты на до­рий­ском диа­лек­те из ут­ра­чен­но­го соч. Ф. «О при­ро­де» в трёх кни­гах (др. на­зва­ние это­го со­чи­не­ния – «Вак­хан­ки», ве­ро­ят­но, при­ду­ма­но алек­сан­д­рий­ски­ми фи­ло­ло­га­ми) – са­мые ран­ние об­раз­цы ау­тен­тич­ной фи­лос. про­зы пи­фа­го­рей­цев. Сле­дуя обыч­но­му в ран­них трак­та­тах «О при­ро­де» те­ма­тич. по­ряд­ку, Ф. на­чи­на­ет с уче­ния о пер­во­на­ча­лах и прин­ци­пах по­зна­ния, о чис­лах и гар­мо­нии, пе­ре­хо­дит к кос­мо­го­нии и кос­мо­ло­гии (ас­тро­но­мии) и да­лее к во­про­сам био­ло­гии и ме­ди­ци­ны. В кни­ге об­су­ж­да­лись так­же этич. про­бле­мы (за­прет са­мо­убий­ст­ва) и фи­лос. тео­ло­гия. В от­ли­чие от мо­ни­стич. на­ту­ра­лиз­ма ио­ний­ских трак­та­тов «О при­ро­де», Ф. стро­го сле­ду­ет пи­фа­го­рей­ско­му дуа­лиз­му «пре­де­ла и бес­пре­дель­но­го», ду­ши и те­ла. Весь кос­мос и са­ма при­ро­да об­ра­зо­ва­ны син­те­зом «бес­пре­дель­ных и пре­де­ло­по­ла­гаю­щих эле­мен­тов», т. е. ма­те­ма­тич. сущ­но­стей. Этот син­тез воз­мо­жен толь­ко бла­го­да­ря внеш­не­му (транс­цен­дент­но­му) на­ча­лу, бо­же­ст­вен­ной гар­мо­нии или бо­гу-де­ми­ур­гу. Чис­ла или чи­сло­вые эле­мен­ты ле­жат в ос­но­ве все­го уни­вер­су­ма – не толь­ко бо­же­ст­вен­но­го ми­ра (све­тил и кос­мо­са), но и «всех че­ло­ве­че­ских слов и дел», всех ис­кусств и ре­мё­сел, а так­же му­зы­ки и яв­ля­ют­ся не­пре­мен­ным ус­ло­ви­ем по­зна­ния (по­зна­вае­мо толь­ко то, что «име­ет чис­ло»). Кос­мо­ло­гия Ф. – пер­вая по­пыт­ка от­ка­зать­ся от гео­цен­трич. мо­де­ли в ас­тро­но­мии. В цен­тре сфе­рич. кос­мо­са (един­ст­вен­но­го и ко­неч­но­го во­пре­ки уче­нию Анак­си­ман­д­ра и Анак­са­го­ра о бес­ко­неч­ной Все­лен­ной и бес­чис­лен­ных ми­рах) на­хо­дит­ся «центр. огонь», он же «Гес­тия» на ал­ле­го­рич. ми­фо­по­этич. язы­ке, во­круг не­го вра­ща­ют­ся Зем­ля и не­ви­ди­мая нам ан­ти-Зем­ля (Ан­ти­хтон), а так­же Солн­це и Лу­на и 5 пла­нет, ито­го 10 кос­мич. тел (10 – чис­ло «со­вер­шен­ное» и бо­же­ст­вен­ное). Ме­та­фи­зич. дуа­лизм Ф. прив­но­сит и в кос­мо­ло­гию: чис­тей­шая верх­няя сфе­ра име­ну­ет­ся «Олимп» (оби­тель бес­смерт­ных), под ней на­хо­дит­ся «Кос­мос» – про­стран­ст­во Солн­ца, Лу­ны и 5 пла­нет, а под ни­ми – Ура­нос («Не­бо») – под­лун­ный мир ро­ж­де­ния и смер­ти. В от­но­ше­нии гор­ней сфе­ры воз­мож­на со­вер­шен­ная Со­фия-Муд­рость, в от­но­ше­нии под­лун­но­го ми­ра – толь­ко доб­ро­де­тель (аре­тэ). Кор­пус­ку­лы, об­ра­зую­щие 4 эле­мен­та, пред­став­ля­ют со­бой куб (зем­ля), ико­са­эдр (во­да), ок­та­эдр (воз­дух) и пи­ра­ми­ду (огонь), сам кос­мос име­ет фор­му до­де­ка­эд­ра. Чи­сло­вые и гео­мет­рич. мо­де­ли Ф. при­ме­ня­ет и в тео­ло­гии: в квад­ра­те один угол при­над­ле­жит Рее, дру­гой Ге­ре, 3-й и 4-й – др. бо­гам.

Изд.: [Фраг­мен­ты и сви­де­тель­ст­ва:] Diels H. Die Frag­mente der Vorsokratiker / Hrsg. W. Kranz. 6. Aufl. B., 1951. Bd 1; Фраг­мен­ты ран­них гре­че­ских фи­ло­со­фов / Изд. под­гот. А. В. Ле­бе­дев. М., 1989. Ч. 1; Huffman C. A. Philolaus of Croton: Pythagorean and Pre­so­cratic. Camb., 1993.

Лит.: Burkert W. Lore and science in Ancient Pythagoreanism. Camb. (Mass.), 1972; On Py­tha­goreanism / Ed. G. Cornelli, R. McKira­han, K. Macris. B.; N. Y., 2013; History of Pytha­go­reanism / Ed. by C. A. Huffman. Camb., 2014.

Вернуться к началу