ФИЛОЛА́Й
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФИЛОЛА́Й (Φιλόλαος) из Кротона или Тарента (согласно Аристоксену) в Юж. Италии (ок. 470 – после 399 до н. э.), др.-греч. философ, ученик Лисида, крупнейший представитель пифагореизма в 5 в. до н. э. после Пифагора. По версии Плутарха, Ф. и Лисид спаслись во время антипифагорейского мятежа в Метапонте (ок. сер. 5 в.), выпрыгнув из горящей штаб-квартиры пифагорейского союза. Позднее Ф. жил и преподавал в Фивах, его учениками до 399 были Симмий и Кебет, собеседники Сократа в платоновском «Федоне». По Диогену Лаэртию, Платон во время своего первого путешествия в Вел. Грецию (после 399) встречался там с Ф. и Эвритом.
Ф. считался первым пифагорейцем, чьё сочинение было опубликовано вопреки принятому в пифагорейской школе запрету разглашать посторонним учение Пифагора. Сохранившиеся фрагменты-цитаты на дорийском диалекте из утраченного соч. Ф. «О природе» в трёх книгах (др. название этого сочинения – «Вакханки», вероятно, придумано александрийскими филологами) – самые ранние образцы аутентичной филос. прозы пифагорейцев. Следуя обычному в ранних трактатах «О природе» тематич. порядку, Ф. начинает с учения о первоначалах и принципах познания, о числах и гармонии, переходит к космогонии и космологии (астрономии) и далее к вопросам биологии и медицины. В книге обсуждались также этич. проблемы (запрет самоубийства) и филос. теология. В отличие от монистич. натурализма ионийских трактатов «О природе», Ф. строго следует пифагорейскому дуализму «предела и беспредельного», души и тела. Весь космос и сама природа образованы синтезом «беспредельных и пределополагающих элементов», т. е. математич. сущностей. Этот синтез возможен только благодаря внешнему (трансцендентному) началу, божественной гармонии или богу-демиургу. Числа или числовые элементы лежат в основе всего универсума – не только божественного мира (светил и космоса), но и «всех человеческих слов и дел», всех искусств и ремёсел, а также музыки и являются непременным условием познания (познаваемо только то, что «имеет число»). Космология Ф. – первая попытка отказаться от геоцентрич. модели в астрономии. В центре сферич. космоса (единственного и конечного вопреки учению Анаксимандра и Анаксагора о бесконечной Вселенной и бесчисленных мирах) находится «центр. огонь», он же «Гестия» на аллегорич. мифопоэтич. языке, вокруг него вращаются Земля и невидимая нам анти-Земля (Антихтон), а также Солнце и Луна и 5 планет, итого 10 космич. тел (10 – число «совершенное» и божественное). Метафизич. дуализм Ф. привносит и в космологию: чистейшая верхняя сфера именуется «Олимп» (обитель бессмертных), под ней находится «Космос» – пространство Солнца, Луны и 5 планет, а под ними – Уранос («Небо») – подлунный мир рождения и смерти. В отношении горней сферы возможна совершенная София-Мудрость, в отношении подлунного мира – только добродетель (аретэ). Корпускулы, образующие 4 элемента, представляют собой куб (земля), икосаэдр (вода), октаэдр (воздух) и пирамиду (огонь), сам космос имеет форму додекаэдра. Числовые и геометрич. модели Ф. применяет и в теологии: в квадрате один угол принадлежит Рее, другой Гере, 3-й и 4-й – др. богам.