Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

УТИЛИТАРИ́ЗМ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 136

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




УТИЛИТАРИ́ЗМ (от лат. utilitas – поль­за), на­прав­ле­ние в мо­раль­ной фи­ло­со­фии, ос­но­ван­ное Дж. Бен­та­мом и раз­ви­тое в его клас­сич. ви­де в од­но­им. со­чи­не­нии Дж. С. Мил­ля («Ути­ли­та­ризм», 1863). Со­глас­но У., в ос­но­ве мо­ра­ли ле­жит об­щее бла­го, по­ня­тое как «наи­боль­шее сча­стье наи­боль­ше­го чис­ла лю­дей». Бен­там на­зы­вал это бла­го об­щей поль­зой, от­ли­чая её от ко­ры­сти, или лич­ной вы­го­ды. Под прин­ци­пом поль­зы он по­ни­мал прин­цип вы­бо­ра дей­ст­вий и оцен­ки по­ступ­ков, ори­ен­ти­рую­щий на мак­си­маль­но боль­шее бла­го (со­об­ще­ст­ва или ин­ди­ви­да). У. – тео­рия, на­прав­лен­ная про­тив эго­из­ма. При­ем­ле­мость в ка­ж­дом кон­крет­ном слу­чае по­лу­чае­мо­го удо­воль­ст­вия или вы­го­ды оп­ре­де­ля­ет­ся тем, со­дей­ст­ву­ют ли они дос­ти­же­нию выс­шей це­ли. Мо­раль оп­ре­де­ля­ет­ся Мил­лем как «та­кие пра­ви­ла для ру­ко­во­дства че­ло­ве­ку в его по­ступ­ках, че­рез со­блю­де­ние ко­то­рых дос­тав­ля­ет­ся все­му че­ло­ве­че­ст­ву су­ще­ст­во­ва­ние, наи­бо­лее сво­бод­ное от стра­да­ний и наи­воз­мож­но бо­га­тое на­сла­ж­де­ния­ми». Это­му, по Мил­лю, пре­пят­ст­ву­ют три фак­то­ра: се­бя­лю­бие лю­дей, не­дос­та­ток ум­ст­вен­но­го раз­ви­тия и дур­ные гос. за­ко­ны. Струк­ту­ра мо­ра­ли у Мил­ля за­да­ёт­ся ие­рар­хи­ей гл. прин­ци­па (прин­ци­па поль­зы) и про­из­вод­ных, или вто­ро­сте­пен­ных, прин­ци­пов, ко­то­ры­ми, соб­ст­вен­но, и ру­ко­во­дству­ет­ся че­ло­век в кон­крет­ных по­ступ­ках. Та­ко­вы, напр., прин­цип спра­вед­ли­во­сти, пра­ви­ла «не вре­ди», «про­ти­во­дей­ст­вуй не­сча­стью», «со­блю­дай ин­те­ре­сы ближ­них»; сю­да же мож­но от­не­сти Де­ка­лог, или Де­сять за­по­ве­дей.

В У. мож­но вы­де­лить два ти­па ос­но­ва­ний оцен­ки по­ступ­ков – ре­зуль­тат, к ко­то­ро­му при­вёл по­сту­пок, и пра­ви­ло, ко­то­ро­му он дол­жен со­от­вет­ст­во­вать. Это раз­ли­чие, кон­цеп­ту­аль­но не ос­мыс­лен­ное Мил­лем, обу­сло­ви­ло по­яв­ле­ние в У. 20 в. двух те­че­ний – У. дей­ст­вия (act-utilitarianism) и У. пра­ви­ла (rule­-uti­litarianism). Со­глас­но У. дей­ст­вия, ка­ж­дый че­ло­век в ус­ло­ви­ях вы­бо­ра дол­жен ру­ко­во­дство­вать­ся дос­ти­же­ни­ем наи­боль­ше­го сча­стья для наи­боль­ше­го чис­ла лю­дей, во­вле­чён­ных в си­туа­цию по­ступ­ка (ав­ст­рал. фи­ло­соф П. Син­гер, р. 1946); кри­ти­ки У. дей­ст­вия счи­та­ют, что та­кое ос­но­ва­ние вы­бо­ра мо­жет про­ти­во­ре­чить взя­тым ра­нее обя­за­тель­ст­вам или дол­го­сроч­ным жиз­нен­ным пла­нам. Со­глас­но У. пра­ви­ла, при вы­бо­ре по­ступ­ка сле­ду­ет оп­ре­де­лить, ка­кой на­бор кон­крет­ных пра­вил, при­ня­тый в об­ще­ст­ве, обес­пе­чит мак­си­ми­за­цию поль­зы, а за­тем ру­ко­во­дство­вать­ся эти­ми пра­ви­ла­ми (амер. фи­ло­соф Р. Брандт, 1910–97).

Лит.: Lions D. The forms and limits of Utilitarianism. Oxf., 1965; Utilitarianism and beyond / Ed. A. Sen, В. Williams. Camb., 1982.

Вернуться к началу