Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХОЛИ́ЗМ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 124

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. Т. Касавин

ХОЛИ́ЗМ (от греч. &dasia_and_oxia;ολος – це­лый, цель­ный, весь), в ши­ро­ком смыс­ле – ус­та­нов­ка на учёт все­го мно­го­об­ра­зия сто­рон пред­ме­та и кри­ти­ка вся­ко­го од­но­сто­рон­не­го под­хо­да. В уз­ком смыс­ле – лю­бые уче­ния, ос­но­ван­ные на прин­ци­пе це­ло­ст­но­сти, вы­ра­жае­мом в фор­му­ле «це­лое боль­ше, чем сум­ма его час­тей». Идеи Х. бе­рут своё на­ча­ло в фи­ло­со­фии Ге­рак­ли­та, Б. Спи­но­зы, Г. В. Лейб­ни­ца и Г. В. Ф. Ге­ге­ля и по­лу­ча­ют но­вый им­пульс бла­го­да­ря ре­во­лю­ции в био­ло­гии. Тер­мин «Х.» вве­дён Я. Смэт­сом в его кн. «Хо­лизм и эво­лю­ция» («Holism and evolution», 1926). Ис­хо­дя из идеи био­ло­гич. ви­та­лиз­ма и спец. тео­рии от­но­си­тель­но­сти, Смэтс трак­то­вал це­лое как центр. по­ня­тие фи­ло­со­фии, син­те­зи­рую­щее в се­бе объ­ек­тив­ное и субъ­ек­тив­ное, ма­те­ри­аль­ное и иде­аль­ное. Выс­шая фор­ма ор­га­нич. це­ло­ст­но­сти – че­ло­ве­че­ская лич­ность. По Смэт­су, це­ло­ст­ность как ор­га­нич. ми­ро­вая суб­стан­ция не­рас­чле­ни­ма и не­по­зна­вае­ма, в от­ли­чие от др. ас­пек­та су­ще­го – ме­ха­нич. струк­тур­но­сти, яв­ляю­щей­ся пред­ме­том нау­ки. Х. свой­ст­вен це­ло­му ря­ду фи­лос. кон­цеп­ций раз­ви­тия, вос­при­няв­ших, в ча­ст­но­сти, идеи «твор­че­ской эво­лю­ции» А. Берг­со­на, «фи­ло­со­фии про­цес­са» А. Н. Уайт­хе­да. Х. про­ти­во­сто­ит как ме­ха­ни­циз­му, так и ан­тро­по­мор­физ­му в опи­са­нии ре­аль­но­сти. Он­то­ло­гич. Х. под­чёр­ки­ва­ет при­мат це­ло­ст­но­стей пе­ред отд. фе­но­ме­на­ми, ме­то­до­ло­гич. Х. стро­ит объ­яс­не­ние отд. фе­но­ме­нов че­рез их от­но­ше­ние к це­ло­ст­но­стям.

Идеи Х. раз­ви­ва­ли Дж. С. Хол­дейн («The philosophical basis of biology», 1931), А. Мей­ер-Абих («Ideen und Ideale der biologischen Erkenntnis», 1934; «Haupt­gedanken des Holismus», 1939–1941) и др. На прин­ци­пе Х. по­стро­ен ряд фун­дам. по­ло­же­ний са­мых раз­ных уче­ний – геш­тальт­пси­хо­ло­гии; сис­тем­но­го под­хо­да; си­нер­ге­ти­ки и тео­рии слож­но­сти (с их по­ня­тия­ми хао­са, эмерд­жент­но­сти, ан­ти­ре­дук­цио­низ­ма, ав­то­по­эзи­са, са­мо­ор­га­ни­за­ции); фи­зич. он­то­ло­гии (амер. фи­зик Д. Бом, 1917–92); фе­но­ме­но­ло­гии Э. Гус­сер­ля; лин­гвис­ти­ки и фи­ло­со­фии язы­ка (се­ман­ти­че­ский хо­лизм Г. Фре­ге); фи­ло­со­фии соз­на­ния (Х. мен­таль­ных со­стоя­ний); совр. фи­ло­со­фии нау­ки (те­зис П. Дю­эма – У. Ку­ай­на о не­воз­мож­но­сти оп­ро­вер­же­ния или под­твер­жде­ния на­уч. ги­по­тез по от­дель­но­сти, но толь­ко в рам­ках об­щей тео­рии; те­зис Т. Ку­на – П. Фей­е­ра­бен­да о не­со­из­ме­ри­мо­сти тео­рий); со­ци­аль­ной фи­ло­со­фии (от Э. Дюрк­гей­ма до со­ци­аль­но­го функ­цио­на­лиз­ма Н. Лу­ма­на), где Х. про­ти­во­сто­ит ин­ди­ви­дуа­лиз­му ме­то­до­ло­ги­че­ско­му. Совр. Х. по­сте­пен­но рас­про­стра­ня­ет­ся на все об­лас­ти зна­ния, вклю­чая эко­ло­гию, ме­ди­ци­ну, ней­ро­нау­ку, ар­хи­тек­ту­ру, эко­но­ми­ку, ан­тро­по­ло­гию и тео­ло­гию.

Лит.: Holism: A shopper’s guide / Ed. J. Fodor, E. Lepore. Oxf., 1992.

Вернуться к началу