Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШАНТАРАКШИ́ТА

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 687-688

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. П. Андросов

ШАНТАРАКШИ́ТА (санскр. Śāntarakṣita, букв. – Хра­ни­тель ми­ра, ти­бет. – Ши­ва­цо) (? – ок. 791, Ти­бет), буд­дий­ский мыс­ли­тель, пред­ста­ви­тель шко­лы сва­тан­три­ка-мад­хь­я­ма­ка; про­по­вед­ник буд­диз­ма в Ти­бе­те. Из цар­ско­го ро­да; ро­дил­ся, ви­ди­мо, в Зап. Бен­га­лии. На­стоя­тель ун-та-мон. На­лан­да, ос­но­ва­тель пер­во­го ти­бет. мон. Самъе (юго-вос­точ­нее Лха­сы), где ор­га­ни­зо­вал учеб­ный про­цесс по при­ме­ру клас­сич. буд­дий­ских ун-тов-мо­на­сты­рей Ин­дии.

В ти­бет. Тен­гь­ю­ре име­ют­ся пе­ре­во­ды 11 его тру­дов раз­но­го со­дер­жа­ния: от тан­трич. (см. Тан­тризм) гим­нов до трак­та­тов по буд­дий­ской ло­ги­ке. Его гл. труд «Тат­тва-сан­гра­ха» («Со­б­ра­ние ка­те­го­рий») со­хра­нил­ся так­же на сан­ск­ри­те вме­сте с тол­ко­ва­ни­ем его уче­ни­ка и по­сле­до­ва­те­ля Ка­ма­ла­ши­лы (8 в.). Здесь по­сле­до­ва­тель­но рас­смат­ри­ва­ют­ся ка­те­го­рии санкхьи, ньяи, вай­ше­ши­ки, ми­ман­сы, ло­кая­ты (чар­ва­ки), йо­ги, ве­дан­ты, а так­же джай­низ­ма и буд­диз­ма и с по­мо­щью ло­гич. ана­ли­за де­мон­ст­ри­ру­ет­ся не­дос­то­вер­ность всех ар­гу­мен­тов оп­по­нен­тов, вза­мен ко­то­рых пред­ла­га­ет­ся точ­ка зре­ния ма­хая­ны. Напр., Бог-тво­рец (Иш­ва­ра) в ка­че­ст­ве со­зи­дат. на­ча­ла дол­жен ус­ту­пить ме­сто со­во­куп­ной кар­ме су­ществ (гл. 2), а мно­го­числ. ме­то­ды по­зна­ния ин­дуи­ст­ских школ – буд­дий­ско­му не­по­сред­ст­вен­но­му вос­при­ятию (прать­як­ша) и вы­во­ду (ану­ма­на) в трак­тов­ке Диг­на­ги и Дхар­ма­кир­ти (гл. 19). Сре­ди др. со­чи­не­ний – «Мад­хь­я­ма­ка-алан­ка­ра» («Ук­ра­ше­ние мад­хь­я­ма­ки») с ав­то­ком­мен­та­ри­ем (врит­ти).

Соч.: Śāntarakṣita. Tattvasaṃgraha, with the comment. Pañjikā of Shrī Kamalaśīla / Ed. E. Kṛṣṇāmācārya. Baroda, 1926. Vol. 1–2; The Tattvasaṃgraha ofŚāntarak ̣sita. With the Com­mentary of Kamalaśī la / English transl. by Gan­ganatha Jha. Baroda, 1937–1939. Vol. 1–2.

Лит.: Да­ра­на­та. Ис­то­рия буд­диз­ма в Ин­дии / Пер. В. Ва­силь­е­ва. СПб., 1869; Ан­д­ро­сов В. П. Ин­дий­ский буд­дизм и ти­бет­ская ци­ви­ли­за­ция // Азия – диа­лог ци­ви­ли­за­ций. СПб., 1996; Лы­сен­ко В. Г., Ка­нае­ва Н. А. Шан­та­рак­ши­та и Ка­ма­ла­ши­ла об ин­ст­ру­мен­тах дос­то­вер­но­го по­зна­ния. М., 2014.

Вернуться к началу