Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧЭН ХА́О

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 667

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. И. Кобзев

ЧЭН ХА́О, Чэн Бо­чунь (про­зви­ще Мин­дао – Про­свет­лён­ный в Пу­ти-дао) (1032, Ло­ян – 7.7.1085, Хэ­нань), кит. фи­ло­соф, один из ос­но­во­по­лож­ни­ков не­окон­фу­ци­ан­ст­ва. Вме­сте с млад­шим бра­том Чэн И и Чжу Си соз­дал шко­лу Чэн – Чжу. Из знат­но­го ро­да са­нов­ни­ков и учё­ных. В 1046–47 учил­ся у Чжоу Ду­ньи, в 1056 – у двою­род­но­го дя­ди Чжан Цзая в ун-те Гоц­зыц­зянь в Кай­фы­не, в 1057 по­лу­чил выс­шую учё­ную сте­пень цзинь­ши. С 1059 на гос. служ­бе; в 1070 на­зна­чен сек­ре­та­рём на­след­ни­ка пре­сто­ла и при­двор­ным цен­зо­ром в Кай­фы­не. Из-за кри­ти­ки ре­форм Ван Ань­ши по­ни­жен в долж­но­сти и от­прав­лен на пе­ри­фе­рию. В 1073–78 и 1082–85 жил и пре­по­да­вал в Лоя­не, сбли­зил­ся с Шао Юном. Пос­мерт­но в 1220 удо­сто­ен поч. име­ни Чунь-гун (Чис­тей­ший князь), в 1241 – ти­ту­ла гра­фа Хэ­нань­ско­го с ус­та­нов­ле­ни­ем имен­ной таб­лич­ки в хра­ме Кон­фу­ция, в 1330 – кня­зя уде­ла Юй. Био­гра­фия Ч. Х. вклю­че­на в офиц. «Ис­то­рию [эпо­хи] Сун» («Сун ши», гл. 427), опи­са­на Тан Бою­а­нем, Чи Шэн­чу­нем, Чжу Син­шо и Ян Си­ми­нем.

Осн. со­чи­не­ния: «Дин син шу» («Кни­га об ус­та­нов­ле­нии [ин­ди­ви­ду­аль­ной] при­ро­ды»), «Ши жэнь пянь» («Трак­тат о по­зна­нии гу­ман­но­сти») (на­ря­ду с др. со­чи­не­ния­ми во­шли в «Мин­дао вэнь цзи» – «Со­б­ра­ние ли­те­ра­тур­ных пи­са­ний Мин­дао»); «Эр Чэн цуй янь» («От­бор­ные сло­ва двух [брать­ев] Чэн»), «Чэн-ши и шу» («Ос­тав­лен­ные [по­сле смер­ти] про­из­ве­де­ния гос­под Чэн»), «Эр Чэн цю­ань шу» («Пол­ное [со­б­ра­ние] про­из­ве­де­ний двух [брать­ев] Чэн»).

Об­ра­тив­шись к ор­то­док­саль­но­му кон­фу­ци­ан­ст­ву по­сле де­ся­ти­лет­не­го ув­ле­че­ния в мо­ло­до­сти дао­сиз­мом и буд­диз­мом, Ч. Х. вме­сте с Чэн И впер­вые в Ки­тае сде­лал ос­но­вой фи­ло­со­фии ка­те­го­рию ли (прин­цип). В раз­ви­том им уче­нии о прин­ци­пе (ли-сюэ) он ак­цен­ти­ро­вал про­ти­во­по­лож­ный «че­ло­ве­че­ским стра­стям» (жэнь юй) «не­бес­ный прин­цип» (тянь ли). Фэн Юлань счи­тал Ч. Х. при этом за­чи­на­те­лем оп­по­зи­ци­он­но­го уче­ния о серд­це (синь-сюэ), раз­ви­то­го Лу Цзюю­а­нем и Ван Ян­ми­ном, по­сколь­ку для ис­чер­пы­ваю­ще­го рас­кры­тия прин­ци­пов и ин­ди­ви­ду­аль­ной при­ро­ды Ч. Х. тре­бо­вал осоз­на­ния не­двой­ст­вен­но­сти «внут­рен­не­го и внеш­не­го» (субъ­ек­тив­но­го и объ­ек­тив­но­го), для вос­при­ятия Пу­ти (дао) свя­то­муд­рых (шэн) – об­на­ру­же­ния его в соб­ст­вен­ном серд­це. Ко­рен­ная ос­но­ва это­го един­ст­ва серд­ца (соз­на­ния) и ве­щей – гу­ман­ность (жэнь), со­став­ляю­щая те­лес­ную сущ­ность ми­ро­зда­ния и ох­ва­ты­ваю­щая долг/спра­вед­ли­вость (и), бла­го­при­стой­ность (ли), ра­зум­ность (чжи) и бла­го­на­дёж­ность (синь), бла­го­да­ря че­му Не­бо, Зем­ля, 10 тыс. ве­щей и «я» еди­но­те­лес­ны, а са­мость ин­ди­ви­да (цзи) вы­сту­па­ет уни­вер­саль­ным ме­ри­лом. Мо­раль­но и по­ве­ден­че­ски про­ти­во­по­лож­ность лич­но­сти ве­щам пре­одо­ле­ва­ет­ся ис­крен­но­стью/по­д­лин­но­стью (чэн) и поч­ти­тель­но­стью (цзин) серд­ца, а ин­тел­лек­ту­аль­но и об­ра­зо­ва­тель­но – по­зна­ни­ем гу­ман­но­сти.

Соч.: Эр Чэн цзи. Пе­кин, 2004; [В кн.:] Chan Wing-Tsit. A source book in Chinese philoso­phy. Princeton, 2008.

Лит.: Feng Youlan. Cheng Hao and Cheng Yi // Chinese Studies in Philosophy. 1981–1982. Vol. 13. № 2–3. См. так­же лит. при ста­тье Чэн И.

Вернуться к началу