Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧЭН И

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 666-667

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. И. Кобзев

ЧЭН И (Чэн Чжэн­шу, Чэн Ичу­ань) (1033, Ху­ан­пи, ны­не в пров. Ху­бэй – 5.10.1107, Ло­ян), кит. фи­ло­соф, пе­да­гог; один из ос­но­во­по­лож­ни­ков не­окон­фу­ци­ан­ст­ва. Вме­сте со стар­шим бра­том Чэн Хао и Чжу Си соз­дал шко­лу Чэн – Чжу. Из знат­но­го ро­да са­нов­ни­ков и учё­ных. В 1046–47 учил­ся у Чжоу Ду­ньи, в 1056 – у двою­род­но­го дя­ди Чжан Цзая в ун-те Гоц­зыц­зянь в Кай­фы­не, в 1059 по­лу­чил выс­шую учё­ную сте­пень цзинь­ши. Не сдав двор­цо­во­го эк­за­ме­на и от­ка­зав­шись от гос. служ­бы, за­ни­мал­ся пре­по­да­ва­ни­ем. Про­тив­ник ре­форм Ван Ань­ши, об­щал­ся с его оп­по­нен­та­ми Сы­ма Гуа­ном и Шао Юном. В 1086 тол­ко­ва­тель клас­си­ки имп. Чжэ-цзу­ну (1085–1100) и ре­дак­тор в двор­цо­вой биб­лио­те­ке, с 1087 в ун-те Гоц­зыц­зянь (Хэ­нань); в 1097 со­слан в Фуч­жоу (ны­не Фу­лин, пров. Сы­чу­ань) с за­пре­том на его уче­ние, унич­то­же­ни­ем книг и кон­фи­ска­ци­ей име­ния. В 1100 при имп. Ху­эй-цзу­не (1100–25) по­ми­ло­ван и воз­вра­щён в ун-т. В 1220 удо­сто­ен поч. име­ни Чжэн-гун (Пра­виль­ный князь), в 1235 – имен­ной таб­лич­ки в хра­ме Кон­фу­ция, в 1241 – ти­ту­ла гра­фа Иян­ско­го, в 1330 – кня­зя уде­ла Ло. Био­гра­фия Ч. И вклю­че­на в офиц. «Ис­то­рию [эпо­хи] Сун» («Сун ши», гл. 427), опи­са­на Чжу Си, Тан Бою­анем, Яо Мин­да.

Осн. со­чи­не­ния: «И чжу­ань» («Ком­мен­та­рий к "[Ка­но­ну] пе­ре­мен"»; см. «И цзин»), «Цзин шо» («Изъ­яс­не­ние ка­но­нов»), «Янь-цзы со хао хэ сюэ лунь» («Су­ж­де­ния о том, че­му Янь-цзы лю­бил учить­ся») и др. во­шли в «Ичу­ань вэнь цзи» («Со­б­ра­ние ли­те­ра­тур­ных пи­са­ний Ичуа­ня»), «Эр Чэн цуй янь» («От­бор­ные сло­ва двух [брать­ев] Чэн»), «Чэн-ши и шу» («Ос­тав­лен­ные [по­сле смер­ти] про­из­ве­де­ния гос­под Чэн»), «Эр Чэн цю­ань шу» («Пол­ное [со­б­ра­ние] про­из­ве­де­ний двух [брать­ев] Чэн»).

Бра­тья Чэн впер­вые в Ки­тае ос­но­вой фи­ло­со­фии сде­ла­ли ка­те­го­рию ли (прин­цип), став­шую сим­во­лом все­го не­окон­фу­ци­ан­ст­ва и его гл. раз­но­вид­но­сти – уче­ния о прин­ци­пе (ли-сюэ). Ли – суб­стан­ци­аль­ное и струк­тур­ное пер­во­на­ча­ло уни­вер­су­ма, оп­ре­де­ляю­щее и су­ще­ст­во­ва­ние и по­зна­вае­мость ве­щей, – Ч. И ото­жде­ст­вил с дао кн. «И цзин» и Ве­ли­кой пус­то­той (тай-сюй) Чжан Цзая, про­ти­во­пос­та­вив вто­рич­ной и аморф­ной пнев­ме (ци). Обу­слов­ли­вая един­ст­во ми­ра и взаи­мо­связь объ­ек­та с субъ­ек­том, ли оп­ре­де­ля­ет и по­сто­ян­ные из­ме­не­ния как «ко­рень по­ро­ж­де­ния по­ро­ж­де­ний», со­стоя­щий из дво­ич­ных про­ти­во­по­лож­но­стей (фань, дуй), ко­то­рые пре­вра­ща­ют­ся друг в дру­га, дой­дя до пре­де­ла. Их из­веч­ность оп­ре­де­ля­ет и не­из­мен­ность со­ци­аль­ных оп­по­зи­ций. Гл. жиз­нен­ная за­да­ча че­ло­ве­ка – «поч­ти­тель­ное» (цзин) и са­мо­уг­луб­лён­ное вы­яв­ле­ние ис­хо­дя­ще­го от Не­ба в ка­че­ст­ве пре­до­пре­де­ле­ния (мин) и од­но­вре­мен­но им­ма­нент­но­го его при­ро­де (син) и серд­цу (синь) ра­цио­наль­но­го и вы­со­ко­мо­раль­но­го «не­бес­но­го ли», с по­мо­щью ко­то­ро­го очи­ща­ет­ся соб­ст­вен­ная пнев­ма (ци), «вы­ве­ря­ют­ся ве­щи и до­во­дит­ся до кон­ца зна­ние».

Соч.: Эр Чэн цзи. Пе­кин, 2004; [В кн.:] Chan Wing-Tsit. A source book in Chinese philoso­phy. Princeton, 2008; Ше­дев­ры ки­тай­ской клас­си­чес­кой про­зы в пе­ре­во­дах ака­де­ми­ка В. М. Алек­се­ева. М., 2012. с. 215–216.

Лит.: Graham A. C. Two Chinese philoso­phers: the metaphysics of the brothers Ch’êng. La Salle, 1992; Wood A. Th. Limits to auto­cracy: From Sung Neo-Confucianism to a doc­trine of political rights. Honolulu, 1995; Ве­ли­кие мыс­ли­те­ли Вос­то­ка. М., 1999.

Вернуться к началу