Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧИКА́ГСКАЯ ШКО́ЛА

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 573

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Г. Николаев

ЧИКА́ГСКАЯ ШКО́ЛА, амер. со­цио­ло­гич. шко­ла, сло­жив­шая­ся на ба­зе фа­куль­те­та со­цио­ло­гии и со­ци­аль­ной ан­тро­по­ло­гии Чи­каг­ско­го ун-та в кон. 1910-х гг. и су­ще­ст­во­вав­шая до нач. 1930-х гг. Клю­че­вые фи­гу­ры: Р. Э. Парк, Э. У. Бёрд­жесс, Л. Вирт, Э. Фэ­рис, Р. Д. Мак­кен­зи. Тео­ре­тич. ос­но­вой Ч. ш. слу­жи­ли пре­ж­де все­го идеи Пар­ка. Шко­ла со­хра­ня­ла тес­ней­шую связь с фи­лосо­фи­ей и со­ци­аль­ной пси­хо­ло­ги­ей праг­ма­тиз­ма (Дж. Дьюи, Дж. Г. Мид, У. Джеймс, Дж. Р. Энд­желл и др.).

Ч. ш. стре­ми­лась изу­чать со­ци­аль­ную жизнь во взаи­мо­свя­зи её раз­но­об­раз­ных ас­пек­тов, на уров­не мак­ро­про­цес­сов и мик­ро­со­цио­ло­гич. уров­не ло­каль­ной по­все­днев­но­сти, при не­по­средств. со­еди­не­нии тео­рии, ме­то­да и эм­пи­рич. ис­сле­до­ва­ния с ори­ен­та­ци­ей на реа­ли­за­цию по­лу­чен­ных ре­зуль­та­тов в прак­ти­ке со­ци­аль­ных ре­форм. Зна­чи­мость Ч. ш. свя­за­на во мно­гом с осу­ще­ст­в­лён­ной ею об­шир­ной про­грам­мой эм­пи­рич. ис­сле­до­ва­ний, осн. ме­стом ко­то­рых был совр. пром. го­род (пре­им. Чи­ка­го, в мень­шей сте­пе­ни Нью-Йорк, Ко­лам­бус и др. амер. го­ро­да); ис­сле­до­ва­ния про­во­ди­лись так­же в бы­ст­ро ур­ба­ни­зи­рую­щих­ся ареа­лах за пре­де­ла­ми США (ра­бо­ты амер. ан­тро­по­ло­га Р. Ред­фил­да в Мек­си­ке и Гва­те­ма­ле). В ря­де ис­сле­до­ва­ний во­пло­тил­ся мно­го­мер­ный под­ход, со­че­таю­щий эко­ло­гич., де­мо­гра­фич., ин­сти­ту­цио­наль­ный, куль­ту­ро­ло­гич. и со­ци­аль­но-пси­хо­ло­гич. ана­лиз; бо­лее спе­циа­ли­зи­ро­ван­ны­ми бы­ли вы­де­лив­шие­ся в 1920-е гг. три на­прав­ле­ния: ис­сле­до­ва­ния че­ло­ве­че­ской эко­ло­гии, со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции и со­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии.

В ме­то­до­ло­гич. от­но­ше­нии для Ч. ш. ха­рак­тер­но со­че­та­ние ко­ли­че­ст­вен­ных и ка­че­ст­вен­ных ме­то­дов: ра­бо­та со ста­ти­стич. дан­ны­ми, кар­то­гра­фи­ро­ва­ние, эт­но­гра­фич. на­блю­де­ние (вклю­чён­ное и невк­лю­чён­ное), ин­тер­вью в раз­ных его фор­мах, ис­поль­зо­ва­ние био­гра­фич. и ав­то­био­гра­фич. ма­те­риа­лов (ис­то­рий жиз­ни, днев­ни­ков, пи­сем и т. п.), фо­то­гра­фия и т. д.

Ра­бо­ты пред­ста­ви­те­лей Ч. ш. те­ма­ти­че­ски раз­но­об­раз­ны. Мно­го­числ. ис­сле­до­ва­ния про­блем пре­ступ­но­сти, в т. ч. ор­га­ни­зо­ван­ной, а так­же дет­ской и под­ро­ст­ко­вой де­лин­квент­но­сти ока­за­ли влия­ние на раз­ви­тие кри­ми­но­ло­гии в США («Шай­ка» Ф. М. Тра­ше­ра, 1927; «Ор­га­ни­зо­ван­ная пре­ступ­ность в Чи­ка­го» Дж. Лан­де­ско, 1929; «Ареа­лы де­лин­квент­но­сти» К. Шоу и др., 1929; «Оби­раю­щий пья­ных», 1930, и «Ес­те­ст­вен­ная ис­то­рия де­лин­квент­ной карь­е­ры», 1931, К. Шоу; «По­рок в Чи­ка­го» У. Рек­лес­са, 1933; «Бра­тья по пре­сту­п­ле­нию» К. Шоу и др., 1938). Др. важ­ной те­мой бы­ло изу­че­ние «ра­со­вых от­но­ше­ний» («Негр в Чи­ка­го» Ч. Джон­со­на, 1922; «Мар­ги­наль­ный че­ло­век» Э. В. Сто­ун­кви­ста, 1937; ис­сле­до­ва­ния Р. Э. Пар­ка, Л. Вир­та, Э. Ф. Фрей­зе­ра, Э. Б. Рей­те­ра и др.). Мно­го вни­ма­ния уде­ля­лось изу­че­нию со­ци­аль­но-куль­тур­ной раз­но­род­но­сти го­ро­да и разл. гор. «со­ци­аль­ных ми­ров» («Гет­то» Вир­та, 1928; «Зо­ло­той Бе­рег и тру­що­бы» Х. У. Зор­бо, 1929; «Пи­лиг­ри­мы Рус­ско­го го­род­ка» П. Янг, 1932; «Хо­бо» Н. Ан­дер­со­на, 1923). Ис­сле­до­ва­ния со­седств и ло­каль­ных со­об­ществ бы­ли свя­за­ны с уча­сти­ем со­цио­ло­гов Ч. ш. в про­ек­те по из­ме­не­нию рай­они­ро­ва­ния Чи­ка­го. Изу­ча­лись кол­лек­тив­ное по­ве­де­ние («Ес­те­ст­вен­ная ис­то­рия ре­во­лю­ции» Л. Эд­вар­дса, 1927; «За­бас­тов­ка» Э. Т. Хил­ле­ра, 1928; «Мас­са и пуб­ли­ка» Пар­ка, 1904; «Шай­ка» Ф. М. Тра­ше­ра, 1927; ра­бо­ты о кол­лек­тив­ном по­ве­де­нии и мо­де Г. Блу­ме­ра), са­мо­убий­ст­во («Са­мо­убий­ст­во» Р. Ка­ва­на, 1928), се­мья и кри­зис се­мьи в совр. гор. об­ще­ст­ве («Се­мей­ная дез­ор­га­ни­за­ция» Э. Р. Мау­ре­ра, 1927; «Нег­ри­тян­ская се­мья в Чи­ка­го» Фрей­зе­ра, 1932; ра­бо­ты Э. У. Бёрд­жес­са, Л. Кот­рел­ла и др.), за­ня­тия и про­фес­сии («Рост ин­сти­ту­та: Чи­каг­ское агент­ст­во не­дви­жи­мо­сти» Э. Ч. Хью­за, 1928; «Про­дав­щи­ца» Ф. Р. До­но­ва­на), совр. мас­сме­диа и их влия­ние («Им­ми­грант­ская прес­са и её кон­троль» Пар­ка, 1922; «Но­вость и ин­те­рес­ная ис­то­рия» Х. М. Хьюз, 1940; ис­сле­до­ва­ния влия­ния ки­но на по­ве­де­ние го­ро­жан 1930-х гг.), гос­ти­нич­ные ми­ры («Гос­ти­нич­ная жизнь» Н. С. Хей­не­ра, 1933), гор. до­суг («Так­си­дэнс-холл» П. Г. Крес­си, 1932). Мно­гие из этих ис­сле­до­ва­ний име­ли но­ва­тор­ский ха­рак­тер и со­хра­ня­ют свою зна­чи­мость доныне.

Ч. ш. во мно­гом пре­до­пре­де­ли­ла раз­ви­тие амер. со­цио­ло­гии в 20 в. Из неё вы­де­ли­лось нес­коль­ко са­мо­сто­ят. на­прав­ле­ний: сим­во­ли­че­ский ин­те­рак­цио­низм (Г. Блу­мер), че­ло­ве­че­ская эко­ло­гия (Дж. Ку­инн, Э. Хо­ули), «уко­ре­нён­ная тео­рия» как стра­те­гия ка­че­ст­вен­но­го ис­сле­до­ва­ния (А. Стросс, Б. Глей­зер, К. Чар­маз и др.).

Лит.: Faris R. E. L. Chicago sociology: 1920–1932. S. F., 1967; Matthews F. Quest for an Ame­rican sociology: R. E. Park and the Chica­go school. Montreal, 1977; Bulmer M. The Chi­cago school of sociology: Institu­tionalization, diversity, and the rise of sociological research. Chi., 1984; Kurtz L. R. Eva­luating Chicago so­ciology: A guide to the literature, with an annotated bibliography. Chi., 1984; Smith D. The Chicago school: A liberal critique of ca­pitalism. L., 1988; The Chicago school: Criti­cal assessments / Ed. K. Plummer. L., 1997. Vol. 1–4; The tradition of the Chicago school of sociology / Ed. L. Tomasi. Aldershot, 1998; Abbott A. Department and discipline: Chicago sociology at one hundred. Chi., 1999; Чи­каг­ская шко­ла со­цио­ло­гии: Сб. пе­ре­во­дов. М., 2015. См. так­же лит. при ст. Сим­во­ли­че­ский ин­те­рак­цио­низм.

Вернуться к началу