Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧЖУ СИ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 563-564

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. И. Кобзев

ЧЖУ СИ, Чжу Юаньхуй, Чжу Чжунхуй, Чжу Хуй­ань (18.10.1130, Юси/Юци, пров. Фуц­зянь – 23.4.1200, Као­тин, пров. Фуц­зянь), кит. фи­ло­соф, учё­ный-эн­цик­ло­пе­дист, ли­те­ра­тор, пе­да­гог, кал­ли­граф; тек­сто­лог, ком­мен­та­тор и сис­те­ма­ти­за­тор ка­но­нов кон­фу­ци­ан­ст­ва. Соз­да­тель «шко­лы Чэн-Чжу» (вме­сте с Чэн И и Чэн Хао), или «уче­ния о ли-прин­ципе» (ли-сюэ), сде­лав­ший не­окон­фу­ци­ан­ст­во ор­то­док­саль­ной идео­ло­ги­ей и куль­тур­ным стан­дар­том в тра­диц. об­ще­ст­вах Ки­тая, Япо­нии, Ко­реи и со­пре­дель­ных стран.

Про­ис­хо­дил из се­мьи учё­но­го-чи­нов­ни­ка, в 18 лет по­лу­чил выс­шую учё­ную сте­пень цзинь­ши, за­тем в те­че­ние 20 лет за­ни­мал­ся гл. обр. на­уч. и лит. тру­дом. В 1178 стал гла­вой ок­ру­га в пров. Цзян­си, за­тем не­од­но­крат­но, но не­на­дол­го на­зна­чал­ся на вы­со­кие адм. по­сты. В 1196 за кри­тич. на­строе­ния в от­но­ше­нии по­ли­ти­ки вла­сти ли­шён всех чи­нов и зва­ний, его уче­ние под­верг­лось за­пре­ту. По­смерт­но в эпо­ху Сун удо­сто­ил­ся ти­ту­лов кня­зя Куль­ту­ры (Вэнь-гун, 1209), ве­ли­ко­го на­став­ни­ка (тай-ши), кня­зя уде­ла Хуй (1230) и ус­та­нов­ле­ния имен­ной таб­лич­ки в хра­ме Кон­фу­ция (1241), при монг. прав­ле­нии в эпо­ху Юань его уче­ние во­шло в сис­те­му гос. эк­за­ме­нов на учё­ные сте­пе­ни и чи­нов­ни­чьи долж­но­сти (кэ-цзюй, 1313), а жиз­не­опи­са­ние – в офи­ци­аль­ную «Ис­то­рию Сун» («Сун ши», 1345, гл. 429).

Ав­тор ок. 80 про­из­ве­де­ний; со­хра­ни­лось ок. 2 тыс. его пи­сем. Ос­но­во­по­ла­гаю­щие идеи Ч.Си вы­ра­же­ны в ком­мен­та­ри­ях к кон­фу­ци­ан­ской клас­си­ке (пре­ж­де все­го к «Пя­ти­ка­но­нию» – «У цзин» и «Чет­ве­ро­кни­жию» – «Сы шу») и про­из­ве­де­ни­ям твор­цов не­окон­фу­ци­ан­ст­ва Чжоу Ду­ньи, Чжан Цзая, Чэн Хао и Чэн И, а так­же в бе­се­дах, за­пи­сан­ных уче­ни­ка­ми. В со­ав­тор­ст­ве с Люй Цзу­цянем (1137–81) со­ста­вил не­окон­фу­циан­скую ан­то­ло­гию «Цзинь-сы лу» («За­пи­си дум о близ­ком», 1175). Наи­бо­лее пол­ные со­б­ра­ния его со­чи­не­ний: «Чжу-цзы юй-лэй» («Клас­си­фи­ци­ро­ван­ные ре­чи Учи­те­ля Чжу», 1270), «Чжу-цзы вэнь-цзи» («Со­б­ра­ние пись­мен Учи­те­ля Чжу», 1532), «Чжу-цзы цю­ань-шу» («Пол­ное [со­б­ра­ние] про­из­ве­де­ний Учи­те­ля Чжу», 1714).

Ч.Си ис­тол­ко­вал кос­мо­ло­го-кос­мо­го­нич. пер­во­на­ча­ло ми­ра – Ве­ли­кий пре­дел (тай цзи) как то­ж­де­ст­вен­ную Бес­пре­дель­но­му (или Пре­де­лу от­сут­ст­вия – у цзи) со­во­куп­ность всех прин­ци­пов-ли, пол­ное един­ст­во упо­ря­до­чи­ваю­щих струк­тур и за­ко­но­мер­но­стей всех «10 ты­сяч ве­щей» (вань у). В ка­ж­дой кон­крет­ной «ве­щи», т. е. пред­ме­те, яв­ле­нии или де­ле, он при­сут­ст­ву­ет спол­на, как об­раз лу­ны – в лю­бом её от­ра­же­нии. По­это­му, не от­де­ля­ясь от ре­аль­но­го ми­ра как иде­аль­ная сущ­ность, Ве­ли­кий пре­дел «бес­фор­мен и без­мес­тен», т. е. ни­где не ло­ка­ли­зо­ван в ви­де са­мо­сто­ят. фор­мы. Пол­но­та его при­сут­ст­вия в ве­щах де­ла­ет осн. за­да­чей че­ло­ве­ка их клас­си­фи­ци­рую­щее «вы­ве­ре­ние» (гэ у), ко­то­рое со­сто­ит в «со­вер­шен­ном [рас­кры­тии] прин­ци­пов» (цюн ли). Эта про­цеду­ра «до­ве­де­ния зна­ния до кон­ца» (чжи чжи) долж­на при­вес­ти к «ис­крен­но­сти по­мы­слов», «вы­прав­лен­но­сти серд­ца», «усо­вер­шен­ст­во­ван­но­сти лич­но­сти», «вы­рав­нен­но­сти се­мьи», «упо­ря­до­чен­но­сти го­су­дар­ст­ва» и «урав­но­ве­шен­но­сти [всей] Под­не­бес­ной» (фор­му­лы «Да сюэ» – «Ве­ли­ко­го уче­ния»), по­сколь­ку прин­цип-ли со­вме­ща­ет ра­цио­наль­ность с мо­раль­но­стью: «не име­ет не­доб­ро­го» и яв­ля­ет­ся гу­ман­но­стью (жэнь), дол­гом/спра­вед­ли­во­стью (и), бла­го­при­стой­но­стью (ли), ра­зум­но­стью (чжи). Ка­ж­дая вещь со­че­та­ет струк­тур­но-дис­крет­ный, ра­цио­наль­но-мо­раль­ный прин­цип-ли с суб­страт­но-кон­ти­ну­аль­ной, ви­таль­но-чув­ст­вен­ной, пси­хич­но-вне­мо­раль­ной пнев­мой (ци). Фи­зи­че­ски они не­раз­де­ли­мы, но ло­ги­че­ски ли при­ори­тет­нее ци. Ч.Си де­та­ли­зи­ро­вал кон­цеп­цию из­на­чаль­но об­щей доб­ро­ты че­ло­вече­ской при­ро­ды (син), об­ла­даю­щей вто­рич­ны­ми и кон­крет­ны­ми мо­ду­са­ми, ко­то­рым в раз­ной сте­пе­ни при­су­щи доб­ро и зло, и рас­про­стра­нил её на 14-ве­ко­вую ис­то­рию (403 до н. э. – 960 н. э.) в со­здан­ном с уче­ни­ка­ми по ма­те­риа­лам Сы­ма Гуа­на ис­то­ри­ко-кри­тич. сво­де «Цзы-чжи тун-цзянь ган-му» («"Все­про­ни­цаю­щее зер­ца­ло, управ­ле­нию по­мо­гаю­щее", сжа­то из­ло­жен­ное и про­ком­мен­ти­ро­ван­ное», 1172).

В кон­це эпо­хи Мин (16 – 1-я пол. 17 вв.) во­зоб­ла­да­ла аль­тер­на­тив­ная «шко­ла Лу – Ва­на» (Лу Цзюю­а­ня Ван Ян­ми­на), или «уче­ние о серд­це» (синь-сюэ), но в сле­дую­щую эпо­ху Цин при прав­ле­нии мань­чжу­ров уче­ние Ч.Си вновь по­лу­чи­ло при­ори­тет. В 1930-е гг. его мо­дер­ни­зи­ро­вал Фэн Юлань в «но­вом уче­нии о прин­ци­пе» (синь-ли-сюэ). Ана­ло­гич­ные по­пыт­ки соз­да­ния но­во­го кон­фу­ци­ан­ст­ва (по­ст­не­о­кон­фу­ци­ан­ст­ва) в про­ти­во­вес ки­таи­зи­ро­ван­но­му мар­ксиз­му с кон. 1950-х гг. пред­при­ни­ма­ют кит. фи­ло­со­фы вне КНР, а в 21 в. – и в са­мой стра­не.

Изд.: Chu Hsi. Reflections on things at hand. N. Y., 1967; Чжу-цзы да-цю­ань. Тай­бэй, 1970. Т. 1–12; Chu Hsi. The philosophy of hu­man nature. N. Y., 1973; Gardner D. K. Chu Hsi: Learning to be a sage. Berk., 1990; Чжу Си. Син. Жэнь у чжи син (При­ро­да-син. При­ро­да-син че­ло­ве­ка и ве­щей) // Че­ло­век как фи­ло­соф­ская про­бле­ма: Вос­ток – За­пад. М., 1991; Chu Hsi’s family rituals. Princeton, 1991; О соз­на­нии (Синь): Из фи­ло­соф­ско­го на­сле­дия Чжу Си. М., 2002; Zhu Xi, Adler J. A. In­troduction to the study of the classic of change (I-hsüeh ch’i-meng). Provo, 2002; Чжуц­зы юй­лэй («Бе­се­ды Чжу-цзы») // Вос­ток. 2007. № 3; Adler J. A. Reconstructing the Confucian Dao: Zhu Xi’s appropriation of Zhou Dunyi. Albany, 2014.

Лит.: Sargent G. E. Tchou Hi contre le Boud­dhisme. P., 1955; Bruce J. P. Chu Hsi and his masters. N. Y., 1974; Зай­цев В. В. О фор­ми­ро­ва­нии фи­ло­соф­ско­го уче­ния Чжу Си // Из ис­то­рии ки­тай­ской фи­ло­со­фии. М., 1978; Gard­ner D. K. Chu Hsi and the Ta-hsueh. Camb. (Mass.), 1986; Chan Wing-tsit. Chu Hsi: Life and thought. Hong Kong, 1987; idem. Chu Hsi: New studies. Honolulu, 1989; Ching J. The religious thought of Chu Hsi. Oxf.; N. Y., 2000; Kim Yung Sik. The natural philosophy of Chu Hsi (1130–1200). Phil., 2000; Коб­зев А. И. Фи­ло­со­фия ки­тай­ско­го не­окон­фу­ци­ан­ст­ва. М., 2002.

Вернуться к началу