Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧЖО́У ДУНЬИ́

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 558

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. И. Кобзев

ЧЖО́У ДУНЬИ́, Чжоу Мао­шу, Чжоу Лянь­си, Чжоу-цзы (1017, Ин­дао, ны­не уезд Дао­сянь, пров. Ху­нань – 14.7.1073, Лу­шань, пров. Цзян­си), кит. фи­ло­соф и ли­те­ра­тор, гл. ос­но­во­по­лож­ник не­окон­фу­ци­ан­ст­ва. Про­ис­хо­дил из се­мьи чи­нов­ни­ка, в 1036–71 на гос. служ­бе. Че­рез Чжэн Ся­на, дя­дю и при­ём­но­го от­ца, был свя­зан с кон­сер­ва­тив­ной груп­пи­ров­кой при дво­ре, про­ти­во­дей­ст­во­вав­шей ре­фор­мам Ван Ань­ши. Пря­мы­ми уче­ни­ка­ми Ч. Д. бы­ли бра­тья Чэн Хао и Чэн И. По­смерт­но в 1220 был удо­сто­ен по­чёт­но­го име­ни Юань-гун (Из­на­чаль­ный князь), в 1241 – ти­ту­ла гра­фа (бо) Жу­на­ни с ус­та­нов­ле­ни­ем имен­ной таб­лич­ки в хра­ме Кон­фу­ция, в 1319 – кня­зя уде­ла Дао, в 1714 – зва­ния «древ­ний муд­рец». Его по­том­ка­ми бы­ли Чжоу Шу­жэнь (Лу Синь) и Чжоу Энь­лай.

В эпо­ху Мин бы­ло со­став­ле­но со­б­ра­ние со­чи­не­ний Ч. Д. Его гл. фи­лос. со­чи­не­ния – «Тай цзи ту шо» («Изъ­яс­не­ние Пла­на Ве­ли­ко­го пре­де­ла») и «Тун шу» («Кни­га про­ник­но­ве­ния»), или «И тун» («Про­ник­но­ве­ние в "Пе­ре­ме­ны"»; рус. пер. Н. Я. Би­чу­ри­на, 1832). Ор­то­док­саль­ной счи­та­ет­ся их тек­сто­ло­гич. и идей­ная трак­тов­ка Чжу Си. «Тай цзи ту шо» – сжа­тый ком­мен­та­рий к кос­мо­ло­го-кос­мо­го­нич. «Пла­ну Ве­ли­ко­го пре­де­ла», про­из­вод­но­му от гра­фич. схем пред­ста­ви­те­лей дао­сиз­ма от Вэй Боя­на (2 в.) до Чэнь Туа­ня (10 в.). Со­глас­но «Тай цзи ту шо», всё мно­го­об­ра­зие ми­ра: си­лы инь и ян, пять эле­мен­тов (у син), на­зван­ные «пя­тью пнев­ма­ми» (у ци), че­ты­ре вре­ме­ни го­да и т. д. вплоть до 10 тыс. ве­щей (вань у), а так­же доб­ро и зло (шань э), пять по­сто­янств (у чан), на­зван­ные «пя­тью при­ро­да­ми» (у син), и т. д. вплоть до 10 тыс. дел (вань ши), – ис­хо­дит из Ве­ли­ко­го пре­де­ла (тай цзи), ко­то­рый сле­ду­ет за Бес­пре­дель­ным (у цзи, тер­мин воз­ник в дао­сиз­ме). По­рож­даю­щая функ­ция Ве­ли­ко­го пре­де­ла реа­ли­зу­ет­ся че­рез обу­слов­ли­ваю­щие и сме­няю­щие друг дру­га дви­же­ние и по­кой. По­след­не­му при­над­ле­жит при­ори­тет, что сов­па­да­ет с да­ос­ской по­зи­ци­ей («Дао дэ цзин», § 37; «Чжу­ан-цзы», гл. 13). Для че­ло­ве­ка не­под­виж­ная сущ­ность ми­ро­зда­ния про­яв­ля­ет­ся как под­лин­ность/ ис­крен­ность (чэн). Эта он­толо­ги­че­ская («путь Не­ба»; см. Дао) и ан­тро­по­ло­ги­че­ская («путь че­ло­ве­ка») ка­те­го­рия пер­вых кон­фу­ци­ан­цев 4–3 вв. до н. э. (Мэн-цзы, Сюнь-цзы) в «Тун шу» за­ня­ла центр. ме­сто. Оп­ре­де­ляю­щая выс­шее бла­го (чжи шань) и свя­то­муд­рие (шэн), под­лин­ность/ис­крен­ность в идеа­ле тре­бу­ет «гла­вен­ст­ва по­коя» (чжу цзин), т. е. от­сут­ст­вия же­ла­ний, мыс­лей, дея­ний, на­по­ми­ная по­зи­цию буд­диз­ма, сим­вол ко­то­ро­го Ч. Д. вос­пел в эс­се «Люб­лю ло­тос». В соз­дан­ной Ч. Д. уни­вер­саль­ной (от кос­мо­ло­гии до эти­ки) ми­ро­воз­зренч. сис­те­ме, ос­но­ван­ной пре­ж­де все­го на «И цзи­не», на­шла от­ра­же­ние не толь­ко кон­фу­ци­ан­ская, но и да­ос­ско-буд­дий­ская про­бле­ма­ти­ка.

Соч.: Чжоу Ду­ньи цзи. Пе­кин, 1991; Чжоу Ду­ньи и ре­нес­санс кон­фу­ци­ан­ской фи­ло­со­фии. М., 2009.

Лит.: Eichhorn W. Chou Tun-i: Ein chine­sisches Gelehrtenleben aus dem 11. Jahrhun­dert. Lpz., 1936; Chow Yih-ching. La Philo­so­phie morale dans le néo-confucianisme (Tcheou Touen-Yi). Р., 1953; Ере­ме­ев В. Е. Чер­теж ан­тропо­кос­ма. М., 1993; Кал­ка­ев Е. Г. «Со­вершен­ная муд­рость» в фи­ло­со­фии Чжоу Ду­ньи // Ис­то­ри­ко-фи­ло­соф­ский еже­год­ник, 2003. М., 2004.

Вернуться к началу