ЧЖО́У ДУНЬИ́
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЧЖО́У ДУНЬИ́, Чжоу Маошу, Чжоу Ляньси, Чжоу-цзы (1017, Индао, ныне уезд Даосянь, пров. Хунань – 14.7.1073, Лушань, пров. Цзянси), кит. философ и литератор, гл. основоположник неоконфуцианства. Происходил из семьи чиновника, в 1036–71 на гос. службе. Через Чжэн Сяна, дядю и приёмного отца, был связан с консервативной группировкой при дворе, противодействовавшей реформам Ван Аньши. Прямыми учениками Ч. Д. были братья Чэн Хао и Чэн И. Посмертно в 1220 был удостоен почётного имени Юань-гун (Изначальный князь), в 1241 – титула графа (бо) Жунани с установлением именной таблички в храме Конфуция, в 1319 – князя удела Дао, в 1714 – звания «древний мудрец». Его потомками были Чжоу Шужэнь (Лу Синь) и Чжоу Эньлай.
В эпоху Мин было составлено собрание сочинений Ч. Д. Его гл. филос. сочинения – «Тай цзи ту шо» («Изъяснение Плана Великого предела») и «Тун шу» («Книга проникновения»), или «И тун» («Проникновение в "Перемены"»; рус. пер. Н. Я. Бичурина, 1832). Ортодоксальной считается их текстологич. и идейная трактовка Чжу Си. «Тай цзи ту шо» – сжатый комментарий к космолого-космогонич. «Плану Великого предела», производному от графич. схем представителей даосизма от Вэй Бояна (2 в.) до Чэнь Туаня (10 в.). Согласно «Тай цзи ту шо», всё многообразие мира: силы инь и ян, пять элементов (у син), названные «пятью пневмами» (у ци), четыре времени года и т. д. вплоть до 10 тыс. вещей (вань у), а также добро и зло (шань э), пять постоянств (у чан), названные «пятью природами» (у син), и т. д. вплоть до 10 тыс. дел (вань ши), – исходит из Великого предела (тай цзи), который следует за Беспредельным (у цзи, термин возник в даосизме). Порождающая функция Великого предела реализуется через обусловливающие и сменяющие друг друга движение и покой. Последнему принадлежит приоритет, что совпадает с даосской позицией («Дао дэ цзин», § 37; «Чжуан-цзы», гл. 13). Для человека неподвижная сущность мироздания проявляется как подлинность/ искренность (чэн). Эта онтологическая («путь Неба»; см. Дао) и антропологическая («путь человека») категория первых конфуцианцев 4–3 вв. до н. э. (Мэн-цзы, Сюнь-цзы) в «Тун шу» заняла центр. место. Определяющая высшее благо (чжи шань) и святомудрие (шэн), подлинность/искренность в идеале требует «главенства покоя» (чжу цзин), т. е. отсутствия желаний, мыслей, деяний, напоминая позицию буддизма, символ которого Ч. Д. воспел в эссе «Люблю лотос». В созданной Ч. Д. универсальной (от космологии до этики) мировоззренч. системе, основанной прежде всего на «И цзине», нашла отражение не только конфуцианская, но и даосско-буддийская проблематика.