Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧАНДРАКИ́РТИ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 401

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. П. Андросов

ЧАНДРАКИ́РТИ (санскр. Candra-kīrti, букв. – Сла­вя­щий лу­ну) (7 в.), буд­дий­ский мыс­ли­тель, пред­ста­ви­тель шко­лы пра­сан­ги­ка-мад­хь­я­ма­ка. Ро­дом из Юж. Ин­дии, на­стоя­тель мон. На­лан­да. Боль­шин­ст­во его ре­лиг.-фи­лос. трак­та­тов яв­ля­ют­ся ком­мен­та­рия­ми к тру­дам Арь­я­де­вы и На­гард­жу­ны, в т. ч. гл. по­лемич. соч. «Пра­сан­на­па­да» [«Яс­ные стро­ки/Яс­ное ис­тол­ко­ва­ние»; ком­мен­та­рий (врит­ти) к стро­фам «Му­ла­мад­хь­я­ма­ка-ка­ри­ки» На­гард­жу­ны]. Из­вес­тен как мас­тер дис­пу­та, ко­то­рый сво­дил к аб­сур­ду (пра­сан­га) до­во­ды оп­по­нен­тов.

Ч. внёс вклад в уче­ние мад­хь­я­ма­ки о двух ис­ти­нах: выс­шая ис­ти­на (па­ра­март­ха) есть мол­ча­ние, и её нель­зя вы­ра­зить вер­баль­но, в от­ли­чие от ус­лов­ной ис­ти­ны (сам­ври­ти), ко­то­рая по­кры­ва­ет всё во­круг не­сколь­ки­ми по­кро­ва­ми; за­да­ча по­след­них со­крыть, во-пер­вых, под­лин­ную при­ро­ду (тат­тва) все­го вос­при­ни­мае­мо­го, во-вто­рых, его взаи­мо­за­ви­си­мость. Ч. под­чёр­ки­ва­ет не­об­хо­ди­мость по­сти­же­ния пус­тот­но­сти (шунь­я­та) по­сред­ст­вом ин­туи­тив­ной и со­вер­шен­ной муд­ро­сти как на уров­не от­но­сит. ис­ти­ны, так и осо­бен­но на уров­не аб­со­лют­ной ис­ти­ны. Со­чи­не­ния Ч. ока­за­ли влия­ние на сис­те­му об­ра­зо­ва­ния буд­ди­стов Ти­бе­та, Мон­го­лии, Рос­сии, осо­бен­но в шко­ле ге­лук.

Соч.: Madhyamakāvatāra / Trad. tibétaine. publ. par L. de lа Vallée Poussin. St. Péters­bourg, 1907–1912. Pt. 1–4; Вве­де­ние в Мад­хь­я­ми­ку / Пер. с ти­бет. А. М. Дон­ца. СПб., 2004; Буд­дий­ское уче­ние о пус­то­те: Вве­де­ние в Мад­хь­я­ми­ку / Пер.-сост. Д. Усть­ян­цев. 2-е изд. М., 2009.

Вернуться к началу