ЧААДА́ЕВ
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЧААДА́ЕВ Пётр Яковлевич [27.5(7.6). 1794, Москва – 14(26).4.1856, там же], рус. философ. Дворянин, мать – дочь кн. М. М. Щербатова. С 1808 учился в Моск. ун-те, где сблизился с А. С. Грибоедовым, И. Д. Якушкиным, Н. И. Тургеневым. С 1812 на воен. службе, участвовал в Отеч. войне 1812. С 1816 близкий друг А. С. Пушкина. Оставив в 1821 воен. службу, изучал филос. и религ. литературу. В 1823–26 жил за границей (был знаком с Ф. В. Шеллингом), что спасло его от гибели, так как он был близок к декабристам. В 1829–30 создал своё гл. соч. «Философические письма». Публикация в 1836 в ж. «Телескоп» первого письма, содержавшего резкие оценки прошлого и настоящего России, вызвала негативную реакцию обществ. мнения, привела к закрытию журнала и запрету публикаций произведений Ч.; сам он был официально объявлен «сумасшедшим». Небольшие сочинения Ч. публиковались за рубежом, но до 1905 они были практически неизвестны рус. читателю; тем не менее идеи Ч. активно обсуждались в лит.-филос. собраниях и салонах.
В «Философических письмах» обосновывалось абсолютное значение христианства для человечества. Согласно Ч., Бог действует в мире как реальная сила, ведущая природу и общество к единству; причастность к «истинному христианству» заключается в том, что человек сливается с указанной силой, способствуя её действию в мире. Истинное христианство наиболее полно проявлено в католицизме (негативная оценка православия в этом труде сменилась позитивной в «Апологии сумасшедшего», 1837, опубл. в 1906). Опираясь на философию И. Г. Фихте и Ф. В. Шеллинга, Ч. считал высшей целью развития общества и природы слияние всех разделённых элементов в единство, которое он обозначал термином «великое ВСЁ» (Чаадаев П. Я. Полн. собр. соч. и избр. письма. М., 1991. Т. 1. С. 377); это прообраз важнейшей для рус. философии концепции всеединства (см. Единое). Являясь целью мирового развития, единство всего уже присутствует в бытии, хотя и в несовершенной форме. В частности, сознание человека входит во всеобщее «мировое сознание», акт мышления есть «подключение» к единому сознанию, слияние с ним. Поскольку это слияние составляет суть человеческой жизни, постольку смерть наступает не в момент прекращения существования тела, а в любой из моментов, когда прекращается мышление, напр. во время сна; смерть не абсолютна, она только относительно противостоит жизни. Своё понимание смерти и бессмертия Ч. противопоставлял традиц. христианским воззрениям: «Христианское бессмертие – это жизнь без смерти, а вовсе не жизнь после смерти» (Там же. С. 466). Осмысляя антитезу духа и материи в человеке и в мировом бытии, Ч. не считал материю источником зла, таким источником является произвольная (эгоистическая) свобода человека. Поскольку человек – потенциально всемогущее существо, его негативные действия влияют на всё бытие, внося в него радикальное несовершенство: «Мы только и делаем, что вовлекаемся в произвольные действия и всякий раз потрясаем всё мироздание. И эти ужасные опустошения в недрах творения мы производим не только внешними действиями, но каждым душевным движением, каждой из сокровеннейших наших мыслей» (Там же. С. 376). Согласно Ч., позитивное проявление свободы должно заключаться в подчинении личности существующим формам социального единства (государство, церковь, народ, человечество) и в служении интересам социального целого.