Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЦЗИСЯ́ АКАДЕ́МИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 322-3223

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. И. Кобзев

ЦЗИСЯ́ АКАДЕ́МИЯ (Цзи­ся сюэ-гун, букв. – Дво­рец на­ук у [зап. во­рот] Цзи), древ­ней­шая в Ки­тае на­уч­но-фи­ло­соф­ская ака­де­мия, соз­дан­ная пра­ви­те­ля­ми гос-ва Ци в его сто­ли­це Линь­цзы (совр. г. Цзы­бо, пров. Шань­дун) и дей­ст­во­вав­шая 100–150 лет со 2-й четв. 4 в. до н. э. В её дея­тель­но­сти уча­ст­во­ва­ли пред­ста­ви­те­ли всех осн. фи­лос. школ (за ис­клю­че­ни­ем мо цзя) – кон­фу­ци­ан­ст­ва, дао­сиз­ма, ле­гиз­ма, мин цзя, инь­ян цзя, бин цзя (в т. ч. Мэн-цзы, Сюнь-цзы, Шэнь Дао, Цзоу Янь). По со­об­ще­нию Сы­ма Ця­ня («Ши цзи», гл. 46), 76 вид­ней­ших из них пра­ви­тель Сю­ань-ван на­зна­чил стар­ши­ми са­нов­ни­ка­ми. Об­су­ж­дав­шая­ся в Ц. а. про­бле­ма­ти­ка от­ра­же­на в со­чи­не­ни­ях «Гу­ань-цзы» (4–3 вв. до н. э.), «Янь-цзы чунь цю» («Вёс­ны и осе­ни Янь-цзы», 3–2 вв. до н. э.), «Сы­ма фа» («За­ко­ны/ме­то­ды Сы­ма», 4 в. до н. э.) и др. В офи­ци­аль­но по­ощ­ряе­мых дис­кус­си­ях уточ­ня­лись тео­ре­тич. по­зи­ции и ро­ж­да­лись пер­вые фор­мы син­те­за осн. идей­ных на­прав­ле­ний кит. фи­ло­со­фии. В ито­ге сло­жи­лось и соб­ст­вен­но «уче­ние Ц. а.» (цзи­ся сюэ) с об­щей да­ос­ской ори­ен­та­ци­ей. Его круп­ней­шие пред­ста­ви­те­ли Сун Цзянь и Инь Вэнь (4–3 вв. до н. э.) при­в­нес­ли в дао­сизм и мин цзя гно­сео­ло­гич. и пси­хо­ло­гич. про­бле­ма­ти­ку [гла­вы 36–38 и 49 «Гу­ань-цзы»: «Синь шу» («Ис­кус­ст­во серд­ца»), «Бай шу» («Чис­тое серд­це») и «Нэй е» («Внут­рен­няя дея­тель­ность»)].

Лит.: Го Мо-жо. Брон­зо­вый век. М., 1959; он же. Фи­ло­со­фы древ­не­го Ки­тая. М., 1961; Древ­не­ки­тай­ская фи­ло­со­фия. М., 1972–1973. Т. 1–2; Бы­ков Ф. С. Фи­ло­соф­ская шко­ла «Цзи ся» // Про­бле­мы Даль­не­го Вос­то­ка. 1977. № 2; Ян Хин­шун. Ма­те­риа­ли­сти­че­ская мысль в древ­нем Ки­тае. М., 1984; Бам­бу­ко­вые стра­ни­цы. М., 1994; Сы­ма Цянь. Ис­то­ри­че­ские за­пис­ки (Ши цзи). М., 1996. Т. 7; У-цзин. Семь во­ен­ных ка­но­нов Древ­не­го Ки­тая. СПб., 1998.

Вернуться к началу