Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СПЕЦИА́ЛЬНАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 68

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. А. Басилова

СПЕЦИА́ЛЬНАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ, от­расль пси­хо­ло­гии, изу­чаю­щая осо­бен­но­сти пси­хи­ки де­тей и взрос­лых с раз­лич­ны­ми на­ру­ше­ния­ми ум­ст­вен­но­го и фи­зич. раз­ви­тия. В её со­став вхо­дит пси­хо­ло­гия ум­ст­вен­но от­ста­лых, глу­хих и сла­бо­слы­ша­щих, сле­пых и сла­бо­ви­дя­щих, сле­по­глу­хих; де­тей с не­дос­тат­ка­ми ре­че­во­го раз­ви­тия, с на­ру­ше­ния­ми опор­но-дви­га­тель­но­го ап­па­ра­та, с за­держ­кой пси­хич. раз­ви­тия. С. п. по­лу­чи­ла ин­тен­сив­ное раз­ви­тие с сер. 1990-х гг., до это­го она бы­ла ча­стью де­фек­то­ло­гии.

Тер­мин «С. п.» впер­вые встре­ча­ет­ся в тру­де Г. Я. Тро­ши­на «Ан­тро­по­ло­ги­че­ские ос­но­вы вос­пи­та­ния. Срав­ни­тель­ная пси­хо­ло­гия нор­маль­ных и не­нор­маль­ных де­тей» (т. 1–2, 1915). В нач. 1930-х гг. Л. С. Вы­гот­ский од­ним из ус­ло­вий для вы­де­ле­ния С. п. в отд. об­ласть пси­хо­ло­гии счи­тал соз­да­ние аде­к­ват­ных ме­то­дик ис­сле­до­ва­ния. Изу­чая раз­ные ти­пы ано­маль­но­го раз­ви­тия де­тей, он сфор­му­ли­ро­вал в ка­че­ст­ве об­щей его за­ко­но­мер­но­сти воз­ник­но­ве­ние вто­рич­но­го пси­хо­ло­гич. де­фек­та на ос­но­ве пер­вич­но­го био­ло­гич. на­ру­ше­ния. Все экс­пе­рим. ис­сле­до­ва­ния в С. п. про­во­дят­ся как срав­ни­тель­ные. Дан­ные, по­лу­чен­ные при изу­че­нии груп­пы лиц с не­дос­тат­ка­ми раз­ви­тия, долж­ны со­пос­тав­лять­ся с ре­зуль­та­та­ми вы­пол­не­ния ана­ло­гич­ных за­да­ний груп­пой де­тей с ус­лов­но нор­ма­тив­ным раз­ви­ти­ем. Важ­ны­ми за­да­ча­ми яв­ля­ют­ся соз­да­ние ме­то­дов пси­хо­ло­гич. ди­аг­но­сти­ки на­ру­ше­ний раз­ви­тия и раз­ра­бот­ка средств их пси­хо­ло­гич. кор­рек­ции. Боль­шое вни­ма­ние в со­вре­мен­ной С. п. уде­ля­ет­ся вклю­че­нию де­тей и под­ро­ст­ков с са­мы­ми разл. на­ру­ше­ния­ми раз­ви­тия в об­ра­зо­ва­тель­ный про­цесс.

В за­ру­беж­ной пси­хо­ло­гии про­бле­ма­ти­ка С. п. пред­став­ле­на в пе­да­го­ги­че­ской пси­хо­ло­гии (раз­дел «спец. об­ра­зо­ва­ние» – special education).

Лит.: Спе­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия: В 2 т. / Под ред. В. И. Лу­бов­ско­го. 7-е изд. М., 2014.

Вернуться к началу