СОЦИОЛО́ГИЯ НАУ́КИ
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СОЦИОЛО́ГИЯ НАУ́КИ, область социологии, изучающая взаимовлияние науки и общества, а также создание и воспроизводство науч. знания в различных институциональных, организационных и культурных контекстах.
С. н. исторически связана с предшествующей ей социологией знания, из которой она заимствовала содержащуюся в работах М. Шелера и К. Манхейма 1920–30-х гг. идею внешней обусловленности знания, зависимости его от социального интереса. Хронологически выделяют 2 периода развития С. н. – классический и «социологии науч. знания». Для первого периода С. н. (1940–70-е гг.), связанного с именем её основоположника – Р. К. Мертона, характерно изучение разл. внешних социальных контекстов поведения учёных и закономерностей института науки. В работах Мертона была показана связь институционализации науки с развитием технич. процедур подтверждения эмпирич. свидетельств, делающих знание надёжным, адекватным и универсальным. Мертон ввёл понятие «этоса науки» – «аффективно окрашенного комплекса ценностей и норм», обязательного для учёного («Социальная теория и социальная структура». М., 2006. С. 769). Мертон отметил важность признания достижений учёного со стороны его коллег – референтной группы.
В целом в классич. период С. н. были сформулированы базовые принципы анализа института науки, академич. профессии (Х. Цукерман, С. и Дж. Коул, США), взаимодействия науки и др. социальных институтов (Дж. Бен-Дэвид, Израиль, Дж. Равец, Великобритания). Ряд исследований 1950–60-х гг. посвящён наукометрии (оценке науч. продуктивности и динамики науч. производства), были созданы индексы цитирования, позволявшие анализировать как количественные показатели роста знания (Дж. де Солла Прайс, США), так и оценивать репутацию и авторитет учёного.
Существенная трансформация С. н. произошла с сер. 1970-х гг. под влиянием работ в области методологии науки (в частности, «Структуры научных революций» Т. Куна, 1962), социальной истории науки (П. Форман, США, 1971) и интерпретативной социальной теории (П. Уинч, Великобритания, 1958). Это направление стали называть «социологией науч. знания». Представители его [Д. Блур, Г. Коллинз (Великобритания), К. Кнорр-Цетина (Германия), Б. Латур (Франция)] считали объективность науч. знания в духе конструктивизма социальным феноменом, контекстуально зависимым от условий его принятия науч. сообществом. Методом таких исследований стало включённое наблюдение, интервью и анализ текстов и разговоров, встречаемых социологами внутри науч. лаборатории.
С кон. 1970-х гг. до нач. 1990-х гг. оформилось неск. ветвей внутри этого направления: эмпирич. изучение науч. дискурса, акцентировавшее роль языка при установлении согласия между учёными (М. Малкей); «сильная программа социологии знания» (Д. Блур, Б. Барнс, Д. Маккензи, Э. Пикеринг), начатая в Эдинбургском ун-те и ставившая своей задачей анализ влияния социальных и культурных факторов на внутр. логику развития науч. знания; «лабораторные исследования» (С. Вулгар, Великобритания, Б. Латур, К. Кнорр-Цетина) – микроанализ коммуникации внутри локальной науч. группы или организации, приводящей к изготовлению нового знания; исследования роли науч. споров, борьбы и конфликтов в развитии науч. знания (Г. Коллинз, Т. Пинч, США). С сер. 1980-х гг. стала популярной акторно-сетевая теория (Латур, М. Каллон, Франция), осмысливающая роль материальных объектов – природы и машин – при создании науч. факта. В кон. 20 в. в качестве отд. направлений С. н. выделились исследование обществ. восприятия науки (Ж. Дюран, Великобритания, и др.), анализ социального конструирования техники и технологий (Коллинз и Пинч), изучение экспертного знания (Коллинз).