Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТУ́ЛМИН

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 483

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Н. Порус

ТУ́ЛМИН (Toulmin) Сти­вен Эдел­стон (25.3.1922, Лон­дон – 4.12.2009, Лос-Анд­же­лес), брит. фи­ло­соф, пред­ста­ви­тель ана­ли­ти­че­ской фи­ло­со­фии. По окон­ча­нии Кем­бридж­ско­го ун-та (в 1948 за­щитил док­тор­скую дис­сер­та­цию), где Т. ис­пы­тал зна­чит. влия­ние Л. Вит­ген­штей­на, пре­по­да­вал в Окс­фор­де (1949–1954), проф. Лид­ско­го ун-та (1955–59). Ди­рек­тор фон­да Наф­фил­да (1960–64). С 1965 в США, пре­по­да­вал в Ми­чи­ганском, Ка­ли­фор­ний­ском, Чи­каг­ском и др. ун-тах.

В 1950–60-х гг. вы­сту­пил с кри­ти­кой нео­по­зи­ти­ви­ст­ско­го обос­но­ва­ния на­уч. зна­ния, пред­ло­жив ис­то­рич. под­ход в ис­сле­до­ва­ни­ях «стан­дар­тов ра­цио­наль­но­сти и по­ни­ма­ния», при­ня­тых в на­уч. со­об­ще­ст­ве. То, что не ук­ла­ды­ва­ет­ся в эти сло­жив­шие­ся стан­дар­ты («мат­ри­цы»), счи­та­ет­ся ано­ма­ли­ей, её уст­ра­не­ние («улуч­ше­ние по­ни­ма­ния») вы­сту­па­ет сти­му­лом эво­лю­ции нау­ки, в про­цес­се ко­то­рой про­ис­хо­дит не­пре­рыв­ный от­бор кон­цеп­ту­аль­ных нов­шеств. Раз­ви­тие нау­ки изо­бра­жа­ет­ся по­доб­но био­ло­гич. эво­лю­ции, на­уч. тео­рии рас­смат­ри­ва­ют­ся как осо­бо­го ро­да «по­пу­ля­ции» по­ня­тий, под­вер­жен­ные кон­сер­ва­ции («вы­жи­ваемость») и ин­но­ва­ци­ям («му­та­ции»). «Кон­цеп­ту­аль­ные по­пу­ля­ции» не­пре­рыв­но взаи­мо­дей­ст­ву­ют с внут­ри­на­уч­ны­ми (ин­тел­лек­ту­аль­ны­ми) и вне­на­уч­ны­ми (со­ци­аль­ны­ми, эко­но­ми­че­ски­ми и др.) фак­то­ра­ми. По­ня­тия мо­гут «вы­жи­вать» как бла­го­да­ря сво­ему вкла­ду в улуч­ше­ние по­ни­ма­ния, так и под влия­ни­ем иных воз­дей­ст­вий, напр. идео­ло­гич. под­держ­ки или эко­но­мич. при­ори­те­тов, со­ци­аль­но-по­ли­тич. ро­ли ли­де­ров на­уч. школ или их ав­то­ри­те­та в на­уч. со­об­ще­ст­ве. «Но­си­те­ли» ра­цио­наль­но­сти в нау­ке – пред­ста­ви­те­ли «на­уч. эли­ты», от ко­то­рых в осн. за­ви­сит ус­пеш­ность от­бо­ра и «вы­ве­де­ние» но­вых, про­дук­тив­ных по­ня­тий­ных «по­пу­ля­ций».

В ра­бо­тах по эти­ке и фи­ло­со­фии ре­ли­гии Т. ут­вер­ждал за­ви­си­мость мо­раль­ных и ре­лиг. су­ж­де­ний от при­ня­тых в дан­ных об­лас­тях пра­вил и схем по­нима­ния и объ­яс­не­ния, фор­му­ли­руе­мых в язы­ке и слу­жа­щих гар­мо­ни­за­ции со­ци­аль­но­го по­ве­де­ния. Од­на­ко эти пра­ви­ла и схе­мы, дей­ст­вую­щие в кон­крет­ных си­туа­ци­ях, не име­ют уни­вер­саль­ной зна­чи­мо­сти, в си­лу че­го ана­лиз язы­ков эти­ки и ре­ли­гии на­прав­лен пре­ж­де все­го на вы­яв­ле­ние их уни­каль­но­сти.

Соч.: An examination of the place of reason in ethics. Camb., 1950; The philosophy of science: An introduction. L., 1953; The uses of argu­ment. Camb., 1958; Foresight and understan­ding: An enquiry into the aims of science. Bloomington, 1961; The ancestry of science. Camb., 1961–1965. Vol. 1–3 (with J. Good­field); Wittgenstein’s Vienna. L., 1973 (with A. Janik); Knowing and acting. L., 1976; Че­ло­ве­че­ское по­ни­ма­ние. М., 1984; The return to cosmology: Postmodern science and the theo­logy of nature. Berk., 1985; The abuse of casuistry. Berk., 1988 (with A. Jonsen); Cos­mo­polis: The hidden agenda of modernity. N. Y., 1990; Return to reason. Camb. (Mass.), 2001.

Вернуться к началу