Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТРАНЗА́КТНЫЙ АНА́ЛИЗ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 335

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Петровский

ТРАНЗА́КТНЫЙ АНА́ЛИЗ, тео­рия лич­но­сти и сис­те­ма­тич. пси­хо­те­ра­пия в це­лях раз­ви­тия и из­ме­не­ния лич­но­сти, соз­дан­ная Э. Бёр­ном и его по­сле­до­ва­те­ля­ми преим. в США. Вклю­ча­ет струк­тур­ный ана­лиз, ана­лиз тран­зак­ций и ана­лиз жиз­нен­ных сце­на­ри­ев.

Струк­тур­ный ана­лиз вы­яв­ля­ет при­сут­ст­вие в лич­но­сти ин­ди­ви­да трёх «со­стоя­ний Я» («эго-со­стоя­ний»): за­им­ст­во­ван­ных про­яв­ле­ний зна­чи­мых дру­гих («Ро­ди­тель»); ори­ен­та­ции на объ­ек­тив­ную не­за­ви­си­мую об­ра­бот­ку ин­фор­ма­ции («Взрос­лый»); «ре­лик­тов» ран­не­го пе­рио­да жиз­ни («Ре­бё­нок»). Спе­ци­фич. спо­со­бы функ­цио­ни­ро­ва­ния эго-со­стоя­ний в кон­крет­ных жиз­нен­ных си­туа­ци­ях ха­рак­те­ри­зу­ют­ся, напр., как «адап­ти­ро­ван­ный Ре­бё­нок», «сво­бод­ный Ре­бё­нок», «кон­та­ми­ни­ро­ван­ный Взрос­лый» (пре­бы­ваю­щий во вла­сти пред­рас­суд­ков или ил­лю­зий), «кон­тро­ли­рую­щий Ро­ди­тель» и др. Бёрн опи­сал фе­но­мен пе­ре­клю­че­ния ме­ж­ду эго-со­стоя­ния­ми (ко­гда в од­ном слу­чае ве­ду­щую роль в ре­гу­ля­ции ак­тив­но­сти иг­ра­ет Ро­ди­тель, в дру­гом – Ре­бё­нок и т. д.). За­да­ча пси­хо­те­ра­пии на этом эта­пе – ос­во­бо­ж­де­ние ин­ди­ви­да от пред­рас­суд­ков или ил­лю­зий, ак­туа­ли­за­ция ис­клю­чён­ных эго-со­стоя­ний и обес­пе­че­ние до­ми­ни­рую­щей по­зи­ции Взрос­ло­го во взаи­мо­от­но­ше­ни­ях с ми­ром.

В Т. а. взаи­мо­дей­ст­вия ме­ж­ду ин­ди­ви­да­ми опи­сы­ва­ют­ся как со­во­куп­ность тран­зак­ций – ак­тов об­ме­на ме­ж­ду сти­му­лом со сто­ро­ны эго-со­стоя­ния од­но­го из парт­нё­ров и ре­ак­ци­ей из эго-со­стоя­ния др. парт­нё­ра (Взрос­лый – Взрос­лый, Ро­ди­тель – Ре­бё­нок, Ре­бё­нок – Ре­бё­нок и т. д.). Раз­ли­ча­ют до­пол­ни­тель­ные и вво­дя­щие в за­ме­ша­тель­ст­во пе­ре­се­каю­щие­ся тран­зак­ции. В пер­вом слу­чае, напр., это тран­зак­ция Ро­ди­тель – Ре­бён­ку и (в от­вет) Ре­бё­нок – Ро­ди­те­лю («Как ты по­смел?» – «Про­сти­те, я боль­ше не бу­ду!»); во вто­ром слу­чае – по­сла­ние от Ро­ди­те­ля к Ре­бён­ку («Как ты по­смел?») со­про­во­ж­да­ет­ся от­вет­ным по­сла­ни­ем от Взрос­ло­го к Взрос­ло­му («Ска­жи­те, что имен­но вас воз­му­ща­ет?»). Дис­гар­мо­нии об­ще­ния усу­губ­ля­ют­ся на­ли­чи­ем скры­тых тран­зак­ций, ле­жа­щих в ос­но­ве «игр» («Всё из-за те­бя!», «Пой­май ме­ня!» и т. п.). Важ­ное на­прав­ле­ние Т. а. – вы­яв­ле­ние «рэ­кет­ных чувств», т. е. чувств, раз­ре­шён­ных ро­ди­те­ля­ми или вос­пи­ты­ваю­щи­ми ре­бён­ка ли­ца­ми и про­ду­ци­руе­мых им в рас­чё­те на ро­ди­тель­ское «по­гла­жи­ва­ние». В от­ли­чие от «ау­тен­тич­ных чувств» (страх, гнев, пе­чаль, ра­дость), ве­ду­щих к раз­ре­ше­нию си­туа­ции, «рэ­кет­ные» чув­ст­ва де­ст­рук­тив­ны. Цель пси­хо­те­ра­пии на дан­ной сту­пе­ни – сво­бо­да вы­бо­ра по­зи­ции в об­ще­нии, ос­во­бо­ж­де­ние от игр и рэ­ке­тов, про­яв­ле­ние ис­тин­ных чувств.

В про­цес­се ана­ли­за сце­на­рия жиз­нен­но­го пу­ти ин­ди­ви­да ве­ду­щая роль от­во­дит­ся «ран­ним ре­ше­ни­ям» (кон­цеп­ция Р. Гул­дин­га и М. Гул­динг), фор­ми­руе­мым под влия­ни­ем не­ра­зум­ных ро­ди­тель­ских за­пре­тов («Не дос­ти­гай», «Не будь со­бой» и др.), и «драй­ве­рам», соот­вет­ст­вую­щим ро­ди­тель­ским по­сла­ни­ям «Будь силь­ным», «со­вер­шен­ным» и т. п. (кон­цеп­ция Т. Ка­ле­ра). В кри­ти­че­ские или стрес­со­вые мо­мен­ты жиз­ни драй­ве­ры (рас­по­зна­вае­мые по ха­рак­тер­ным сло­вам, ин­то­на­ци­ям, по­зам, жес­там и ми­ми­ке) бе­рут на се­бя функ­цию за­щи­ты ин­ди­ви­да от де­ст­рук­тив­ных чувств и дей­ст­вий, свя­зан­ных с ран­ни­ми не­га­тив­ны­ми ре­ше­ния­ми. Цель сце­нар­но­го ана­ли­за – по­мочь че­ло­ве­ку в осо­зна­нии собств. сце­на­рия и тем са­мым обес­пе­чить ему воз­мож­ность вы­бо­ра: сле­до­вать по-преж­не­му дан­но­му сце­на­рию жиз­ни или вый­ти за его пре­де­лы, об­рес­ти ав­то­но­мию.

Осн. ме­то­ды те­ра­пев­тич. ра­бо­ты – пре­дос­тав­ле­ние «раз­ре­ше­ний», ос­во­бо­ж­даю­щих от дик­та­та ро­ди­тель­ских ди­рек­тив (Э. Бёрн и его шко­ла); по­втор­ное про­жи­ва­ние дет­ских си­туа­ций с по­сле­дую­щи­ми «пе­ре­ре­ше­ния­ми» (шко­лы Д. и А. Шифф, Р. и М. Гул­дин­гов, вклю­чав­ших в свою прак­ти­ку приё­мы пси­ход­ра­мы и геш­тальт­те­ра­пии); со­че­та­ние Т. а. и тра­диц. пси­хо­ана­ли­за для рас­пу­ты­ва­ния «со­стоя­ния Ре­бён­ка» кли­ен­та (К. Мой­зо и М. Но­вел­ли­но, Ита­лия); ра­бо­та с нар­ра­ти­ва­ми, на­прав­лен­ная на пе­ре­оцен­ку фак­тов про­шло­го с це­лью по­строе­ния но­вой субъ­ек­тив­ной ре­аль­но­сти в на­стоя­щем (Дж. и Б. Ал­лен, Б. Ло­рия); кор­рек­ти­рую­щий опыт кон­так­та, ос­но­ван­ный на англ. пси­хо­ана­литич. шко­ле объ­ект­ных от­но­ше­ний и эго-пси­хо­ло­гии (Р. Эр­скин, Р. Тра­ут­ман, Ш. Силлс, Х. Хар­га­ден и др.); ана­лиз цик­лов дет­ско­го раз­ви­тия как ис­точ­ни­ка «взрос­лых» про­блем (П. Ле­вин, Дж. Илс­ли-Кларк); ана­лиз сце­на­ри­ев в рус­ле те­лес­но-ори­ен­ти­ро­ван­ной пси­хо­те­ра­пии (Б. Кор­нелл); по­строе­ние эф­фек­тив­ной ком­му­ни­ка­ции с пред­ста­ви­те­ля­ми раз­ных ти­пов адап­та­ции к труд­ным жиз­нен­ным си­туа­ци­ям – с людь­ми, ус­лов­но име­нуе­мы­ми «тру­до­го­ли­ка­ми», «упор­ны­ми», «за­твор­ни­ка­ми», «бун­та­ря­ми» и т. д. (кон­цеп­ции Т. Ка­ле­ра, П. Ва­ра, В. Джойн­са и Я. Стю­ар­та).

Лит.: Стю­арт Я., Джойнс В. Со­вре­мен­ный тран­закт­ный ана­лиз. СПб., 1996; Гул­динг М., Гул­динг Р. Пси­хо­те­ра­пия но­во­го ре­ше­ния. М., 1997; Ма­ка­ров В. В., Ма­ка­ро­ва Г. А. Тран­закт­ный ана­лиз – вос­точ­ная вер­сия. М., 2008; Шус­тов Д. И. Ру­ко­во­дство по кли­ниче­ско­му тран­сакт­но­му ана­ли­зу. М., 2009; Берн Э. Ли­дер и груп­па. О струк­ту­ре и ди­на­ми­ке ор­га­ни­за­ций и групп. М., 2009; он же. Тран­сакт­ный ана­лиз в пси­хо­те­ра­пии. М., 2015. См. так­же лит. при ста­ть­ях Бёрн Э., Сце­на­рий.

Вернуться к началу