Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТОМИ́ЗМ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 259

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. В. Вдовина

ТОМИ́ЗМ, ис­то­ри­че­ски сло­жив­шая­ся со­во­куп­ность фи­ло­соф­ских и тео­ло­гич. кон­цеп­ций, вос­хо­дя­щих к иде­ям Фо­мы Ак­вин­ско­го. В об­лас­ти ес­теств. фи­ло­со­фии к та­ким иде­ям при­над­ле­жит уче­ние о фор­ме и ма­те­рии, о том, что прин­ци­пом ин­ди­ви­дуа­ции те­лес­ных су­щих слу­жит ко­ли­че­ст­вен­но «за­пе­чат­лён­ная» ма­те­рия (materia signata), что в че­ло­ве­ке су­ще­ст­ву­ет лишь од­на ум­ная ду­ша, ко­то­рая од­но­вре­мен­но вы­пол­ня­ет функ­ции суб­стан­ци­аль­ной фор­мы те­ла. В ме­та­фи­зи­ке это уче­ние о бы­тии как пер­вом ак­те вся­ко­го су­ще­го, о ре­аль­ном раз­ли­чии ме­ж­ду сущ­но­стью и бы­ти­ем вся­кой ве­щи, а так­же ме­ж­ду сущ­но­стью и её опе­ра­тив­ны­ми спо­соб­но­стя­ми. Бог мыс­лит­ся как чис­тый акт бы­тия (actus purus essendi), как един­ст­вен­ное су­щее, в ко­то­ром сущ­ность и бы­тие аб­со­лют­но то­ж­де­ст­вен­ны. Твар­ные ве­щи об­ла­да­ют бы­ти­ем по ана­ло­гии с бы­ти­ем Бо­га и на­де­ля­ют­ся бы­ти­ем со­об­раз­но «вме­щаю­щей спо­соб­но­сти» их соб­ст­вен­ных сущ­но­стей. По­зна­ние Бо­га в его сущ­но­сти не­дос­туп­но че­ло­ве­ку, но су­ще­ст­во­ва­ние Бо­га мо­жет быть по­зна­но ис­хо­дя из тво­ре­ний и по ана­ло­гии с ни­ми. В по­зна­нии ма­те­ри­аль­ных ве­щей Т. ис­хо­дит из ре­аль­но­го то­ж­де­ст­ва ме­ж­ду сущ­но­стью по­зна­вае­мой ве­щи и её умо­по­сти­гае­мой фор­мой в ин­тел­лек­те, а так­же из на­ли­чия осо­бой он­то­ло­гич. еди­ни­цы (species) как сред­ст­ва, дос­тав­ляю­ще­го фор­му ма­те­ри­аль­ной ве­щи в по­знаю­щую ду­шу и ак­ти­ви­рую­ще­го по­зна­ват. спо­соб­но­сти. Пер­вым не­посредств. объ­ек­том ин­тел­лек­ту­аль­но­го по­зна­ния вы­сту­па­ет об­щая сущ­ность ве­щей, для по­зна­ния ин­ди­ви­ду­аль­ных свойств ве­щи ин­тел­лект ну­ж­да­ет­ся в об­ра­ще­нии к её об­ра­зу во внутр. чув­ст­ве. К др. ос­но­во­по­ла­гаю­щим по­ло­же­ни­ям Т. от­но­сят­ся те­зи­сы о чис­той по­тен­ци­аль­но­сти пер­во­ма­те­рии, а так­же о чис­то спи­ри­ту­аль­ном бы­тии от­де­лён­ных суб­стан­ций. Эти­ка Т. эв­де­мо­ни­стич­на: выс­шей це­лью че­ло­ве­че­ской жиз­ни при­зна­ёт­ся дос­ти­же­ние бла­жен­ст­ва.

В це­лом по­ня­тие Т. за­клю­ча­ет в се­бе со­во­куп­ность разл. на­прав­ле­ний мыс­ли, фор­ми­ро­вав­ших­ся в раз­ное вре­мя и ак­цен­ти­ро­вав­ших раз­ные сто­ро­ны уче­ния Фо­мы Ак­вин­ско­го, вно­ся в не­го при этом раз­но­об­раз­ные из­ме­не­ния. На­ча­ло ис­то­рии Т. свя­за­но с не­га­тив­ной ре­ак­ци­ей на но­во­вве­де­ния Фо­мы Ак­вин­ско­го (на ак­тив­ную ре­цеп­цию им Ари­сто­те­ля и пе­ре­ос­мыс­ле­ние идей ара­бо­языч­но­го ари­сто­те­лиз­ма): сре­ди те­зи­сов, осу­ж­дён­ных епи­ско­пом Па­ри­жа Эть­ен­ном Там­пье в 1277, ок. 20 при­над­ле­жа­ли са­мо­му Фо­ме Ак­вин­ско­му (об­ви­не­ния бы­ли сня­ты к 1323 – го­ду ка­но­ни­за­ции Фо­мы Ак­вин­ско­го). В це­лом при­ня­то вы­чле­нять три эта­па в раз­ви­тии клас­си­че­ско­го Т. (до 19 в.): ран­ний Т., пе­ри­од ком­мен­та­то­ров, пе­ри­од Disputationes, или фи­ло­соф­ских и бо­го­слов­ских си­стем.

Ран­ний пе­ри­од (с кон. 13 до 2-й пол. 15 вв.; Ре­ги­нальд из Пи­пер­но, Эги­дий Лес­син­ский, Бер­нард Три­лий­ский и др.) на­зы­ва­ют ино­гда пе­рио­дом Defensio­nes («За­щит») – со­чи­не­ний, в ко­то­рых идеи Фо­мы Ак­вин­ско­го за­щи­ща­лись его по­сле­до­ва­те­ля­ми от кри­ти­ки. В этот же пе­ри­од осоз­на­ют­ся рас­хо­ж­де­ния ме­ж­ду ком­мен­та­рия­ми Фо­мы Ак­вин­ско­го к «Сен­тен­ци­ям» («Scriptum sen­tentiarum») и его соч. «Сум­ма тео­ло­гии», что вы­зва­ло по­яв­ле­ние кри­тич. тек­стов в жан­ре correctorium («ис­прав­ле­ния»), ав­то­ра­ми ко­то­рых бы­ли пре­им. фран­ци­с­кан­цы, и от­вет­ных correcto­ri­um cor­rump­torum («ис­прав­ле­ние из­вра­ти­те­лей») со сто­ро­ны до­ми­ни­кан­цев. По­яв­ля­ют­ся так­же concordantiae, пы­тав­шие­ся при­ми­рить про­ти­во­ре­чия в раз­ных тек­стах Фо­мы Ак­вин­ско­го. Итог этим ис­ка­ни­ям под­вёл Ио­анн Ка­пре­ол (ок. 1380–1444), ав­тор 7-том­но­го (изд. в 1900–08) тру­да «Во­про­сы на че­ты­ре кни­ги Сен­тен­ций, или Че­ты­ре кни­ги за­щит тео­ло­гии Фо­мы Ак­вин­ско­го» («Quaestiones in IV libros Sententiarum, seu libri IV de­fen­sio­num theologiae Thomae Aquina­tis»), крат­ко име­нуе­мо­го «Defensiones» («За­щи­ты») и при­нёс­шего ав­то­ру по­чёт­ный ти­тул «кня­зя то­ми­стов». Ка­пре­ол не толь­ко чёт­ко сфор­му­ли­ро­вал осн. идеи Т., но и ут­вер­дил став­шие за­тем об­ще­при­ня­ты­ми прин­ци­пы ком­мен­ти­ро­ва­ния тек­стов Фо­мы Ак­вин­ско­го, при­знав раз­ви­тие и транс­фор­ма­цию его мыс­ли.

Во 2-й пе­ри­од Т. (кон. 15 – сер. 16 вв.) Ка­этан, Фран­че­ско Силь­ве­ст­ри да Фер­ра­ра (1474–1528) и др. соз­да­ли под­роб­ные ком­мен­та­рии к сис­те­ма­тич. трак­та­там Фо­мы Ак­вин­ско­го, пре­ж­де все­го к соч. «Сум­ма тео­ло­гии», а са­ма «Сум­ма...» окон­ча­тель­но вы­тес­ни­ла «Сен­тен­ции» Пет­ра Лом­бард­ско­го из прак­ти­ки уни­вер­си­тет­ско­го пре­по­да­ва­ния и ста­ла ба­зо­вым учеб­ни­ком тео­ло­гии.

В 3-й пе­ри­од, Disputationes (от Три­дент­ско­го со­бо­ра и до Вел. франц. ре­во­лю­ции), соз­да­ют­ся мно­го­числ. учеб­ные тек­сты и трак­та­ты ad mentem Thomae (в ду­хе Фо­мы Ак­вин­ско­го), ор­га­ни­зо­ван­ные в ви­де строй­ных фи­лос. или бо­го­слов­ских сис­тем. На­ря­ду с ор­то­док­саль­ны­ми то­ми­ста­ми, пре­им. до­ми­ни­кан­ца­ми, стре­мив­ши­ми­ся сле­до­вать бу­к­ве Фо­мы Ак­вин­ско­го (До­мин­го Бань­ес), мож­но вы­де­лить «эк­лек­ти­че­ских» то­ми­стов, пре­ж­де все­го ие­зуи­тов (Ф. Суа­рес, Г. Вас­кес, плея­да ие­зуи­тов 17–18 вв.), ко­то­рые со­еди­ня­ли в сво­их фи­лос. и бо­го­слов­ских по­строе­ни­ях кон­цеп­ции Т. с идея­ми ско­тиз­ма или ок­ка­миз­ма и др. К кон. 18 в., с об­ры­вом не­пре­рыв­ной схо­ла­стич. тра­ди­ции, Т. при­хо­дит в со­стоя­ние глу­бо­ко­го упад­ка вплоть до на­сту­п­ле­ния эпо­хи нео­то­миз­ма.

Лит.: Werner K. Der Heilige Thomas von Aquino. Regensburg, 1859. Vol. 3: Geschichte des Thomismus; Giacon C. La seconda scolas­tica. Mil., 1947. Vol. 1: I grandi commentatori di San Tommaso; Roensch F. J. Early Tho­mis­tic school. Dubuque, 1964; One hundred years of Thomism / Ed. V. Brezik. Houston, 1981; Mind, metaphysics, and value in the Thomistic and analytical traditions / Ed. J. Haldane. Notre Dame, 2002; Kerr F. After Aquinas: Versions of Thomism. Malden, 2002; Shanley B. The Thomist tradition. Dordrecht, 2002; Ces­sario R. A short history of Thomism. Wash., 2005; Carlson J. W. Words of wisdom: A phi­losophical dictionary for the perennial tradition. Notre Dame, 2012.

Вернуться к началу