Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТО́МАС

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 256-257

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. Г. Подвойский

ТО́МАС (Thomas) Уиль­ям Ай­зек (13.8.1863, окр. Рас­селл, Вир­ги­ния – 5.12.1947, Берк­ли, Ка­ли­фор­ния), амер. со­цио­лог и со­ци­аль­ный пси­хо­лог. Учил­ся в ун-тах Тен­нес­си, Бер­ли­на, Гёт­тин­ге­на, Чи­ка­го. Ра­бо­тал в Ун-те Тен­нес­си, Обер­лин-кол­лед­же (Огайо), Ун-те Чи­ка­го (проф. с 1910), Но­вой шко­ле со­ци­аль­ных ис­сле­до­ва­ний (Нью-Йорк), Гар­вард­ском ун-те. В раз­ные пе­рио­ды ис­пы­тал влия­ние нем. шко­лы «пси­хо­ло­гии на­ро­дов» (М. Ла­ца­рус, Х. Штейн­таль, В. Вундт), эво­лю­цио­низ­ма Г. Спен­се­ра, куль­тур­ной ан­тро­по­ло­гии Ф. Боа­са, фи­ло­со­фии праг­ма­тиз­ма и др. С сер. 1890-х гг. по 1918 Т. – один из наи­бо­лее вид­ных пред­ста­ви­те­лей чи­каг­ской шко­лы в со­цио­ло­гии. В сер. 20 в. идеи Т. ис­поль­зо­ва­лись для обос­но­ва­ния тео­ре­тич. про­грам­мы сим­во­ли­че­ско­го ин­тер­ак­цио­низ­ма.

В ран­них ра­бо­тах при объ­яс­не­нии со­ци­аль­но­го по­ве­де­ния Т. скло­нял­ся к пси­хо­ло­гиз­му и био­ло­гиз­му, по­сту­ли­ро­вал 4 ба­зис­ных че­ло­ве­че­ских же­ла­ния-по­треб­но­сти – но­во­го опы­та, при­зна­ния, гос­под­ства и безо­пас­но­сти. В даль­ней­шем стал в боль­шей ме­ре учи­ты­вать со­цио­куль­тур­ные фак­то­ры; при этом тре­мя центр. ка­те­го­рия­ми у Т. вы­сту­па­ют «цен­но­сти», вме­няе­мые ин­ди­ви­ду куль­ту­рой груп­пы, «ус­та­нов­ки» (го­тов­ность ин­ди­ви­да дей­ст­во­вать в том или ином на­прав­ле­нии) и «оп­ре­де­ле­ние си­туа­ции». Чле­ны вся­кой груп­пы реа­ги­ру­ют на оп­ре­де­лён­ные цен­но­сти бо­лее или ме­нее еди­но­об­раз­но, т. к. «пра­ви­ла по­ве­де­ния, до­ми­ни­рую­щие в дан­ной груп­пе, на­вя­зы­ва­ют ка­ж­до­му её чле­ну оп­ре­де­лён­ные спо­со­бы раз­ре­ше­ния прак­ти­че­ских си­туа­ций». Че­ло­ве­че­ское по­ве­де­ние все­гда впи­са­но в кон­текст кон­крет­ной си­туа­ции, вклю­чаю­щей в се­бя: 1) на­лич­ные «объ­ек­тив­ные ус­ло­вия», 2) «пред­ше­ст­вую­щие ус­та­нов­ки ин­ди­ви­да или груп­пы» и 3) оп­ре­де­ле­ние си­туа­ции, т. е. «бо­лее или ме­нее яс­ную кон­цеп­цию ус­ло­вий и осоз­на­ние ус­та­но­вок».

Оп­ре­де­ле­ние си­туа­ции ос­но­вы­ва­ет­ся в зна­чит. сте­пе­ни на субъ­ек­тив­ной ин­тер­пре­та­ции со­бы­тий са­мим дей­ст­вую­щим, от­сю­да по­сту­лат, на­зван­ный впо­след­ст­вии «тео­ре­мой То­ма­са»: ес­ли си­туа­ции оп­ре­де­ля­ют­ся людь­ми как ре­аль­ные, они ре­аль­ны по сво­им по­след­ст­ви­ям (не­за­ви­си­мо от то­го, яв­ля­ет­ся ли субъ­ек­тив­ная трак­тов­ка си­туа­ции ак­то­ром объ­ек­тив­но пра­виль­ной, аде­к­ват­ной или нет).

В со­вме­ст­ном тру­де Т. и Ф. Зна­нец­ко­го «Поль­ский кре­сть­я­нин в Ев­ро­пе и Аме­ри­ке» («The Polish Peasant in Europe and America». Т. 1–5, 1918–1920) раз­ра­бот­ка ме­то­до­ло­гии «си­туа­ци­он­но­го ана­ли­за» со­че­та­лась с эм­пи­рич. ис­сле­до­ва­ни­ем спо­со­бов адап­та­ции ин­ди­ви­дов, в т. ч. ми­гран­тов, к из­ме­няю­щим­ся ус­ло­ви­ям жиз­ни совр. боль­шо­го го­ро­да.

Соч.: The child in America: Behavior problems and programs. N. Y., 1970 (with D. S. Thomas); Primitive behavior: An introduction to the social sciences. Dubuque, 1989; Ме­то­до­ло­ги­че­ские за­мет­ки (совм. с Ф. Зна­нец­ким) // Аме­ри­кан­ская со­цио­ло­ги­че­ская мысль: Тек­сты. М., 1994; Жи­ву­честь пер­вич­но-груп­по­вых норм в се­го­дняш­нем об­ще­ст­ве и их влия­ние в на­шей об­ра­зо­ва­тель­ной сис­те­ме; По­ве­ден­че­ский пат­терн и си­туа­ция // Ин­те­рак­цио­низм в аме­ри­кан­ской со­цио­ло­гии и со­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии пер­вой по­ло­ви­ны ХХ ве­ка. М., 2010; Sex and society: Studies in the social psycho­logy of sex. Charleston, 2012; The unadjusted girl: with cases and standpoint for behavior analysis. Charleston, 2013.

Лит.: W. I. Thomas on social organization and social personality: Selected papers / Ed. by M. Janowitz. Chi., 1966; Social behavior and personality: Contributions of W. I. Thomas to theory and social research / Ed. by E. H. Vol­kart. Westport, 1981; Ко­зер Л. Мас­те­ра со­цио­ло­ги­че­ской мыс­ли. М., 2006.

Вернуться к началу