Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТО́ЛАНД

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 234

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ТО́ЛАНД (Toland) Джон (30.11.1670, близ Лон­дон­дер­ри, Сев. Ир­лан­дия – 11.3.1722, Пат­ни, близ Лон­до­на), брит. фи­ло­соф, пред­ста­ви­тель ран­не­го Про­све­ще­ния. Ро­дил­ся в ка­то­лич. се­мье, к 20 го­дам пе­ре­шёл в про­тес­тан­тизм. В 1687–95 учил­ся в ун-тах Глаз­го, Эдин­бур­га, Лей­де­на и Окс­фор­да. В кн. «Хри­сти­ан­ст­во без тайн» («Christianity not mysterious», 1696) с по­зи­ций де­из­ма рас­смат­ри­вал хри­сти­ан­ст­во как род ес­теств. ре­ли­гии и мо­ра­ли, счи­тая, что в Еван­ге­лии нет ни­че­го про­ти­во­ре­ча­ще­го ра­зу­му, как и сверх­ра­зум­но­го. Кни­га ста­ла пред­ме­том ост­рых дис­кус­сий и бы­ла осу­ж­де­на на со­жже­ние; Т., при­го­во­рён­ный к тю­рем­но­му за­клю­че­нию, бе­жал. В 1701–02 на­хо­дил­ся в Гер­ма­нии по при­гла­ше­нию прус. ко­ро­ле­вы Со­фии Шар­лот­ты, фи­лос. бе­се­ды и пе­ре­пис­ка с ко­то­рой по­слу­жи­ли ос­но­вой для его гл. фи­лос. соч. «Пись­ма к Се­ре­не» («Letters to Serena», 1704, рус. пер. 1927). В нём Т., под­верг­нув кри­ти­ке уче­ние Б. Спи­но­зы о суб­стан­ции и кон­цеп­цию И. Нью­то­на об аб­со­лют­ном про­стран­ст­ве, раз­ви­ва­ет уче­ние о един­ст­ве дви­же­ния и ма­те­рии («Бог так же мог соз­дать ма­те­рию ак­тив­ной, как и про­тя­жён­ной...»). На­бро­сок бу­ду­щей ре­ли­гии ра­зу­ма со­дер­жит­ся в по­след­нем со­чи­не­нии Т. «Пан­теи­сти­кон» (опубл. ано­ним­но в 1720). Т. был пер­вым на­зван «сво­бо­до­мыс­ля­щим» (free­thinker). Ока­зал боль­шое влия­ние на фи­ло­со­фию франц. Про­све­ще­ния.

Соч.: The miscellaneous works. L., 1729–1747. Vol. 1–2; Избр. соч. М.; Л., 1927; [В кн.:] Анг­лий­ские ма­те­риа­ли­сты XVIII в. М., 1967. Т. 1; [В кн.:] Анг­лий­ское сво­бо­до­мыс­лие: Д. Локк, Д. То­ланд, А. Кол­линз. М., 1981.

Лит.: Мее­ров­ский Б. В. Дж. То­ланд. М., 1979; Giuntini C. Panteismo e ideologia repubb­licana: J. Toland. Bologna, 1979; Blanchet R. J. To­land. Un des modernes. Rouvray, 1996; Cham­pion J. Republican lear­ning: J. Toland and the crisis of christian culture, 1696–1722. Man­chester; N. Y., 2003; Fouke D. C. Philosophy and theology in a burlesque mode: J. Toland and «the way of para­dox». Amherst; Lancas­ter, 2007.

Вернуться к началу