Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТЕЛЕ́ЗИО

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 7

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Х. Горфункель

ТЕЛЕ́ЗИО (Telesio) Бер­нар­ди­но (1509, Ко­зен­ца, Ка­лаб­рия – 2.10.1588, там же), итал. на­тур­фи­ло­соф эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния. Окон­чил Па­ду­ан­ский ун-т (1535). Осн. со­чи­не­ние – «О при­ро­де ве­щей со­глас­но её соб­ст­вен­ным на­ча­лам» («De rerum na­tura iuxta propria principia», 1565; до­пол­нен­ное изд., кн. l–9, 1586; пе­ре­изд. – 1965–76). Про­тив­ник схо­ла­стич. ари­сто­те­лиз­ма, ос­но­вал ака­де­мию (Aca­de­mia Telesiana, или Cosentina) с це­лью опыт­но­го изу­че­ния при­ро­ды на ос­но­ве её за­ко­нов. На­тур­фи­ло­со­фия Т. опи­ра­ет­ся на тра­ди­ции ан­тич­но­го ги­ло­зо­из­ма. Про­ти­во­по­лож­ные сти­хии те­п­ла и хо­ло­да, по Т.,– глав­ные дви­жу­щие на­ча­ла все­го, воз­дей­ст­вую­щие на пас­сив­ную ма­те­рию. Те­п­ло – ис­точ­ник вся­кой ор­га­нич. жиз­ни, а так­же тон­ко­ма­те­ри­аль­но­го жиз­нен­но­го «ду­ха» (spiritus), при­су­ще­го жи­вот­ным и че­ло­ве­ку, у ко­то­ро­го на­ря­ду с этим име­ет­ся бес­смерт­ная ду­ша, вло­жен­ная в не­го Бо­гом. В тео­рии по­зна­ния Т. сто­ял на по­зи­ци­ях сен­суа­лиз­ма. Ос­но­вой эти­ки счи­тал стрем­ле­ние все­го су­ще­го к са­мо­со­хра­не­нию. Сво­ей ори­ен­та­ци­ей на опыт­ное по­зна­ние Т. ока­зал боль­шое влия­ние на Т. Кам­па­нел­лу, а так­же на Дж. Бру­но, Р. Де­кар­та и Ф. Бэ­ко­на.

Лит.: Gentile G. B. Telesio. Bari, 1911; Van Deusen N. C. Telesio: the first of the moderns. N. Y., 1932; Abbagnano N. B. Telesio e la fi­lo­sofia del Rinascimento. Mil., 1941; De Fran­co L. B. Telesio. La vita e l’opera. 2 ed. Cosen­za, 1989; Гор­фун­кель А. X. Фи­ло­со­фия эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния. 2-е изд. М., 2009.

Вернуться к началу