ТВО́РЧЕСТВО
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТВО́РЧЕСТВО, созидательная деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Т. может рассматриваться в двух аспектах: психологическом и философском. Психология Т. исследует процесс, психологич. механизм протекания акта Т. Философия рассматривает вопрос о сущности Т., который по-разному ставился в разные историч. эпохи.
Так, в античной философии Т. связывается со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия («бывания»), а не бытия бесконечного и вечного, созерцание которого ставится выше всякой деятельности, в т. ч. и Т. В понимании худож. Т., особенно начиная с Платона, развивается учение об Эросе как о своеобразной устремлённости («одержимости») человека к достижению высшего («умного») созерцания мира. Воззрения на Т. в ср.-век. философии связаны с пониманием Бога как личности, свободно творящей мир. Т. предстаёт, т. о., как волевой акт, вызывающий бытие из небытия. Августин и в человеческой личности подчёркивает значение воли; человеческое Т. выступает у него прежде всего как Т. истории.
Пафосом безграничных творч. возможностей человека проникнута эпоха Возрождения. Т. осознаётся прежде всего как худож. Т., сущность которого усматривается в творч. созерцании. Возникает культ гения, интерес к самому акту Т. и к личности художника, характерная именно для Нового времени рефлексия по поводу творч. процесса.
В 18 в. И. Кант специально анализирует творч. деятельность в учении о продуктивной способности воображения. Последняя есть единство сознательной и бессознательной деятельностей, поэтому гении творят как бы в состоянии наития, бессознательно, подобно тому как творит природа, с той разницей, что этот объективный, т. е. бессознательный, процесс протекает всё же в субъективности человека и, стало быть, опосредствован его свободой. Согласно Ф. В. Шеллингу и представителям йенского романтизма, Т., и прежде всего Т. художника и философа, – высшая форма человеческой деятельности; здесь человек соприкасается с абсолютом.
В философии кон. 19 – 20 вв. Т. рассматривается по преимуществу в его противоположности механически-технич. деятельности. В философии жизни наиболее развёрнутая концепция Т. дана А. Бергсоном: Т. как непрерывное рождение нового составляет сущность жизни; оно есть нечто объективно совершающееся (в природе – в виде процессов рождения, роста, созревания, в сознании – в виде возникновения новых образов и переживаний) в противоположность субъективной деятельности конструирования, лишь комбинирующей старое.
В экзистенциализме носителем творч. начала считается личность, понятая как экзистенция, т. е. как некоторое иррациональное начало свободы, экстатич. прорыв природной необходимости и разумной целесообразности, выход за пределы природного и социального, вообще «посюстороннего» мира. В таких филос. направлениях 20 в., как прагматизм, инструментализм и близких к ним вариантах неопозитивизма, Т. рассматривается с односторонне прагматич. точки зрения прежде всего как изобретательство, цель которого – решать задачу, поставленную определённой ситуацией (Дж. Дьюи). Др. вариант интеллектуалистич. понимания Т. представлен отчасти неореализмом, отчасти феноменологией (С. Александер, А. Уайтхед, Э. Гуссерль, Н. Гартман и др.). Основой Т. оказывается не деятельность, как в инструментализме, а скорее интеллектуальное созерцание, так что это направление в трактовке Т. оказывается ближе всего к платонизму.
Психология
В психологии Т. изучается под углом зрения анализа процессов творч. деятельности, а также особенностей личности, делающих её творческой (см. Креативность).
Самые ранние попытки психологич. исследования Т. основывались на биографич. методе (Ч. Ломброзо, Ф. Гальтон). Он опирается как на свидетельства-отчёты самих творцов, так и на работы их биографов. Разновидностями биографич. метода можно считать подход в русле интроспективной психологии, основанный на интервью и самоотчётах и трактующий Т. как индивидуальный личностный опыт, плохо поддающийся обобщению, а также психоаналитич. подход З. Фрейда, К. Г. Юнга и их последователей, рассматривающий жизненные события творца как источник вытесненных аффективных переживаний, находящих выход в творчестве.
Параллельно, сначала на материале самоотчётов деятелей искусства и науки, исследовался сам процесс Т. Некоторые крупные естествоиспытатели (Г. Гельмгольц, А. Пуанкаре, У. Кеннон и др.) выделили по этим самоотчётам неск. стадий в процессе Т. – от зарождения замысла до непредсказуемого момента возникновения в сознании новой идеи. Англ. учёный Г. Уоллес (1926) определил 4 фазы творч. процесса: 1) подготовка, включающая формулирование задачи; 2) созревание (инкубация – врем. отказ от попыток решения и переключение на др. вопросы); 3) озарение, инсайт – мгновенное интуитивное проникновение в существо проблемы (ключевой момент творч. процесса); 4) проверка – испытание и/или реализация решения. Первая и последняя фазы (подготовка и проверка) являются преим. осознаваемыми, вторая и третья (созревание и озарение) – бессознательными, выходящими из-под рационально-волевого контроля и саморегуляции. К. Дункер и М. Вертхаймер экспериментально исследовали процессы возникновения инсайта как скачкообразного усмотрения связи между ранее изолированными элементами задачи.
Во 2-й пол. 20 в. в фокусе психологич. исследований Т. оказывается креативность как творч. способность и её связь с когнитивными процессами и интеллектом. Дж. Гилфорд показал, что основой творч. способности служит дивергентное мышление. В числе главных его параметров он рассматривал оригинальность и «семантич. гибкость», способность продуцировать отдалённые ассоциации и разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации. С помощью созданных Гилфордом и его сотрудниками тестов в рамках лабораторно-экспериментального (психометрич.) направления оценивалась степень выраженности у испытуемого качеств, характерных для творч. способности в целом (когнитивная одарённость, открытость ума и склонность к отказу от стереотипных вариантов решений, независимость оценок и суждений, толерантность к неопределённым и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях и т. п.). Л. Тёрстон отметил важную роль в Т. таких факторов, как способность быстро усваивать и порождать идеи (а не относиться к ним критически), а также то, что творч. решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент сознательного сосредоточения на решении проблем. В целом обнаружилось, что связь Т. с интеллектом есть, но она носит не прямой и не универсальный характер.
С 1970-х гг. получили широкое развитие разнообразные методы стимулирования Т., как индивидуального, так и группового. Среди методик стимуляции группового Т. наибольшую известность приобрели мозговой штурм («брейн-сторминг») и синектика. Первый исходит из того, что контрольные механизмы сознания, служащие адаптации к внешней среде, препятствуют выявлению творч. возможностей ума; нейтрализация этих барьерных механизмов достигается разделением двух этапов процесса Т. – генерирования идей и их критич. оценки (индивиды, входящие в группу, сначала производят возможно больше идей в связи с к.-л. проблемой, а затем из общей массы суждений и догадок отбираются наиболее оригинальные и перспективные). Синектика ставит целью актуализацию интуитивных и эмоциональных компонентов умственной деятельности в условиях группового творчества.
С 1980-х гг. большее внимание уделяется связи Т. с личностью, мотивацией и социальными предпосылками Т. Было обнаружено, что общие особенности личности, мотивации и саморегуляции важнее для Т., чем специфич. познават. функции (Т. Эмабайл, США, Д. Б. Богоявленская). Это подтверждало взгляды на Т. как проявление целостной личности в гуманистической психологии 1960-х гг. (А. Маслоу, Ф. Баррон). Было показано, что Т. всегда приводит к противоречиям с социальным окружением и важной характеристикой творца служит способность конструктивно преодолевать эти противоречия (С. Мадди, США). В системной теории творчества М. Чиксентмихайи (США), учитывающей разл. факторы, которые влияют на Т., оно рассматривается как аналог биологич. эволюции и в творч. процессы включаются как системы символич. правил и процедур, так и люди или социальные структуры, выполняющие функции отбора продуктов Т. для их включения в эти системы.
Ныне проблема Т. продолжает оставаться активно исследуемой областью и полем многочисл. дискуссий.