Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТВАРДО́ВСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 717-718

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Н. Порус

ТВАРДО́ВСКИЙ (Twardowski) Ка­зи­меж Ежи Адольф (20.10.1866, Ве­на – 11.2.1938, Львов), польск. фи­ло­соф, ос­но­ва­тель львов­ско-вар­шав­ской шко­лы. Учил­ся в Вен­ском ун-те (1885–89) у Ф. Брен­та­но, за­тем в Лейп­ци­ге у В. Вунд­та и в Мюн­хе­не. С 1895 проф. Львов­ско­го ун-та (в 1914–17 рек­тор), где соз­дал уни­каль­ную ат­мо­сфе­ру ком­пе­тент­но­го на­уч. твор­че­ст­ва, вза­им­но­го ува­же­ния, со­труд­ни­че­ст­ва и ра­цио­наль­ной дис­кус­сии, в ко­то­рой вы­рос­ла плея­да бле­стя­щих учё­ных (сре­ди его уче­ни­ков – К. Ай­ду­ке­вич, Т. Ко­тар­бинь­ский, С. Лесь­нев­ский, Я. Лу­ка­се­вич и др.). Ос­но­ва­тель Поль­ско­го об-ва экс­пе­рим. пси­хо­ло­гии (1901), Поль­ско­го фи­лос. об-ва (1904), Пси­хо­ло­гич. ин-та во Льво­ве (1920), жур­на­лов «Przegld Filozoficzny» и «Ruch Filozoficzny».

В ра­бо­те «К уче­нию о со­дер­жа­нии и пред­ме­те пред­став­ле­ний» («Zur Lehre vom Inhalt und Gegenstand der Vor­stellung», 1894, рус. пер. 1997), раз­ви­вая кон­цеп­цию Ф. Брен­та­но об ин­тен­цио­наль­но­сти, пред­ло­жил трёх­член­ную струк­ту­ру ак­та пред­став­ле­ния, вы­де­лив в нём, по­ми­мо са­мо­го ак­та и пред­ме­та, не­об­хо­ди­мый тре­тий эле­мент – со­дер­жа­ние (эта идея бы­ла вос­при­ня­та А. Мей­нон­гом в его «тео­рии пред­мет­но­сти» и Э. Гус­сер­лем).

Рас­про­стра­няя на фи­ло­со­фию иде­ал на­уч. ра­цио­наль­но­сти, Т. счи­тал объ­ек­та­ми фи­лос. ис­сле­до­ва­ния фраг­мен­ты «внут­рен­не­го» и «внеш­не­го» опы­та (в этом смыс­ле фи­ло­со­фия яв­ля­ет­ся эм­пи­рич. нау­кой, хо­тя не­ко­то­рые ми­ро­воз­зренч. проб­ле­мы не име­ют на­уч. ре­ше­ния, напр., от­но­ше­ния ме­ж­ду че­ло­ве­ком и Бо­гом, про­бле­ма смыс­ла жиз­ни и т. п.). На­уч. фи­ло­со­фия не долж­на брать на се­бя роль ар­бит­ра в спо­ре разл. ми­ро­воз­зре­ний, од­на­ко она спо­соб­на оце­ни­вать ра­цио­наль­ность ар­гу­мен­та­ций, под­вер­гая их ло­гич. ана­ли­зу. По­это­му гл. ме­то­дом на­уч. фи­ло­со­фии дол­жен быть ана­ли­тич. ме­тод, по­зво­ляю­щий про­яс­нять смысл фи­лос. по­ня­тий и пре­до­хра­няю­щий от не­оп­рав­дан­ных спе­ку­ля­ций. Т. счи­тал ин­ст­ру­мен­том кри­тич. ана­ли­за ло­ги­че­ски и се­мио­ти­че­ски ре­кон­ст­руи­ро­ван­ный язык и ак­цен­ти­ро­вал важ­ную роль ло­ги­ки для на­уч. фи­ло­со­фии, что име­ло ог­ром­ное зна­че­ние для фор­ми­ро­ва­ния ло­ги­ко-ана­ли­тич. на­прав­ле­ния в рам­ках львов­ско-вар­шав­ской шко­лы. Кри­ти­ка Т. ре­ля­ти­ви­ст­ско­го по­ни­ма­ния ис­ти­ны и ут­вер­жде­ние её аб­со­лют­но­го ха­рак­те­ра спо­соб­ст­во­ва­ли даль­ней­шей раз­ра­бот­ке тео­рии ис­ти­ны (в ча­ст­но­сти, А. Тар­ским).

Соч.: Idee und Perception. W., 1892; Za­sad­nicze pojęcia dydaktyki i logiki. Lwów, 1901; Rozprawy i artykuły filozoficzne. Lwów, 1927; Wybrane pisma filozoficzne. Warsz., 1965; Wy­klady z etyki // Etyka. 1971. T. 9; 1973. T. 12; 1974. T. 13; Ло­ги­ко-фи­ло­соф­ские и пси­хо­логи­че­ские ис­сле­до­ва­ния. М., 1997; О яс­ном и не­яс­ном фи­ло­соф­ском сти­ле // Фи­ло­со­фия и ло­ги­ка Львов­ско-Вар­шав­ской шко­лы. М., 1999.

Лит.: The Golden Age of Polish philosophy: K. Twardowski’s philosophical legacy / Ed. S. La­pointe a. o., N. Y., 2009; Brożek A. K. Twar­dowski w Wiedniu. Warsz., 2010.

Вернуться к началу