Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СУ́ТРА

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 461-462

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Г. Лысенко

СУ́ТРА, сут­та (санскр. sūtra, па­ли sutta, букв. – нить, во­лок­но, пра­ви­ло), жанр тек­стов др.-инд. ли­те­ра­ту­ры, пред­став­ляю­щих со­бой свод пра­вил для раз­ных дис­ци­п­лин зна­ния. Хо­тя соз­да­ние С. при­пи­сы­ва­ет­ся по­лу­ле­ген­дар­ным пер­со­на­жам – ри­ши, ве­дий­ским муд­ре­цам, осе­нён­ным «от­кро­ве­ни­ем» Вед, учё­ные по­ла­га­ют, что они яв­ля­ют­ся ре­зуль­та­том дли­тель­но­го про­цес­са эво­лю­ции и ре­дак­ти­ро­ва­ния. С. – не столь­ко со­дер­жа­тель­ные и са­мо­дос­та­точ­ные тек­сто­вые еди­ни­цы (афо­риз­мы), сколь­ко мне­мо­нич. фор­му­лы или ко­ды, ко­то­рые не мо­гут быть по­ня­ты са­ми по се­бе, без об­ра­ще­ния к тек­сту в це­лом и без зна­ния их «рас­шиф­ров­ки» в ком­мен­та­ри­ях, соз­да­вав­ших­ся в те­че­ние мн. ве­ков.

Пер­вые С. – каль­па-С. – со­дер­жа­ли крат­кую фор­му­ли­ров­ку ри­ту­аль­ных пра­вил и вхо­ди­ли в со­став вспо­мо­гат. ве­дий­ских тек­стов – ве­данг. Од­на­ко мо­де­лью для соз­да­ния боль­шин­ст­ва С. по­слу­жи­ли С. Па­ни­ни – «Аш­тад­хь­яи» («Во­семь уро­ков»). Из­вест­ны так­же С. в об­лас­ти обыч­но­го пра­ва (дхар­ма-С.), ис­кус­ст­ва и ре­мес­ла (шиль­па-С.), жи­во­пи­си (чит­ра-С.), «нау­ки стра­сти» (ка­ма-С.), но осо­бен­но С. ре­лиг.-фи­лос. школ: вай­ше­ши­ки, ми­ман­сы, ве­дан­ты, ньяи, йо­ги и санкхьи.

С. в буд­диз­ме – вы­ска­зы­ва­ния, при­пи­сы­вае­мые Буд­де Шакь­я­му­ни и со­став­ляю­щие свя­щен­ную лит-ру двух его осн. на­прав­ле­ний – тхе­ра­ва­ды и ма­хая­ны, пред­став­ля­ли со­бой об­шир­ные и мно­го­слов­ные тек­сты («бе­се­ды»), со­дер­жа­щие, по­ми­мо слов Буд­ды, пе­ре­дан­ных его уче­ни­ка­ми с по­мо­щью фор­му­лы «так я слы­шал од­на­ж­ды», из­ло­же­ние об­стоя­тельств, при ко­то­рых они бы­ли про­из­не­се­ны (где про­ис­хо­дит дей­ст­вие, кто об­ра­ща­ет­ся к Буд­де с во­про­сом, от­вет­ная про­по­ведь и т. п.).

С. в джай­низ­ме – ре­чи Джи­ны Ма­ха­ви­ры, вхо­дя­щие в джайн­ские свя­щен­ные тек­сты (ага­мы).

Вернуться к началу