Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СУБЪЕ́КТ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 366

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Лекторский

СУБЪЕ́КТ (от лат. subjectus – ле­жа­щий вни­зу, на­хо­дя­щий­ся в ос­но­ве, от суб... и jacio – бро­сать, класть ос­но­ва­ние), ка­те­го­рия тео­рии по­зна­ния, обо­зна­чаю­щая но­си­те­ля прак­тич. или по­зна­ва­тель­ной дея­тель­но­сти, на­прав­лен­ной на объ­ект; С. яв­ля­ет­ся не­об­хо­ди­мым по­лю­сом субъ­ект­но-объ­ект­ных от­но­ше­ний. Тер­мин «С.» упот­реб­лял­ся в ис­то­рии фи­ло­со­фии в разл. смыс­лах. Для Ари­сто­те­ля, напр., это и ин­ди­ви­ду­аль­ное бы­тие, и ма­те­рия – не­оформ­лен­ная суб­стан­ция, в ср.-век. фи­ло­со­фии под С. по­ни­ма­лось ме­та­фи­зич. ос­но­ва­ние ве­щей, пред­ме­тов, пре­ж­де все­го ре­аль­но су­ще­ст­вую­щих. Совр. трак­тов­ка по­ня­тия С. бе­рёт на­ча­ло в фи­ло­со­фии Но­во­го вре­ме­ни и свя­за­на с ха­рак­тер­ным для неё субъ­ек­то­цен­триз­мом: у Р. Де­кар­та рез­кое про­ти­во­пос­тав­ле­ние С. и объ­ек­та вы­сту­пи­ло ис­ход­ным пунк­том ана­ли­за по­зна­ния и обос­но­ва­ния зна­ния с точ­ки зре­ния его дос­то­вер­но­сти, С. ис­тол­ко­вы­ва­ет­ся как ак­тив­ное на­ча­ло в по­зна­ват. про­цес­се.

Боль­шин­ст­во пред­ста­ви­те­лей клас­сич. фи­ло­со­фии ото­жде­ст­в­ля­ли С. с цен­тром соз­на­ния, с «Я». Для совр. фи­ло­со­фии С. – это пре­ж­де все­го кон­крет­ный те­лес­ный ин­ди­вид, су­ще­ст­вую­щий в про­стран­ст­ве и вре­ме­ни, вклю­чён­ный в оп­ре­де­лён­ную куль­ту­ру, имею­щий био­гра­фию, на­хо­дя­щий­ся в ком­му­ни­ка­тив­ных и иных от­но­ше­ни­ях с др. людь­ми. Не­по­сред­ст­вен­но по от­но­ше­нию к са­мо­му ин­ди­ви­ду С. вы­сту­па­ет как «Я», по от­но­ше­нию к иным лю­дям – как «дру­гой», по от­но­ше­нию к фи­зич. ве­щам и пред­ме­там куль­ту­ры – как ис­точ­ник по­зна­ния и пре­об­ра­зо­ва­ния. С. су­ще­ст­ву­ет толь­ко в един­ст­ве «Я», меж­че­ло­ве­че­ских (меж­субъ­ект­ных) взаи­мо­от­но­ше­ний и по­зна­ват. и ре­аль­ной ак­тив­но­сти.

В не­ко­то­рых пси­хо­ло­гич., со­цио­ло­гич. и нау­ко­ведч. кон­цеп­ци­ях на­ря­ду с ин­ди­ви­ду­аль­ным вы­де­ля­ет­ся так­же кол­лек­тив­ный (груп­по­вой) С. По­след­ний по­ни­ма­ет­ся как но­си­тель оп­ре­де­лён­ных норм дея­тель­но­сти, по­зна­ния и кол­лек­тив­но­го соз­на­ния, «кол­лек­тив­ных пред­став­ле­ний», как сис­те­ма взаи­мо­от­но­ше­ний вхо­дя­щих в не­го ин­ди­ви­дов. Кол­лек­тив­ный С., так же как и ин­ди­ви­ду­аль­ный, су­ще­ст­ву­ет в про­стран­ст­ве и вре­ме­ни и пред­по­ла­га­ет от­но­ше­ния с др. кол­лек­тив­ны­ми субъ­ек­та­ми, но, в от­ли­чие от ин­ди­ви­ду­аль­но­го, не име­ет струк­ту­ры «Я».

Лит.: Лек­тор­ский В. А. Субъ­ект, объ­ект, по­зна­ние. М., 1980.

Вернуться к началу