Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СУБКУЛЬТУ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 360

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. Г. Подвойский

СУБКУЛЬТУ́РА, куль­ту­ра со­ци­аль­ной груп­пы, от­ли­чаю­щая­ся по ря­ду су­ще­ст­вен­ных па­ра­мет­ров от куль­ту­ры боль­шин­ст­ва в том или ином кон­крет­ном об­ще­ст­ве. С. обыч­но вы­сту­па­ет как куль­ту­ра мень­шин­ст­ва, на­хо­дя­ще­го­ся в бо­лее или ме­нее изо­ли­ров. по­ло­же­нии, под­дер­жи­вае­мом из­вне и/или из­нут­ри че­рез вос­про­из­вод­ст­во меж­груп­по­вых гра­ниц и со­хра­не­ние из­вест­ной дис­тан­ции в от­но­ше­нии до­ми­ни­рую­щей куль­ту­ры боль­шин­ст­ва. В жиз­ни но­си­те­лей С. за­мет­ную роль иг­ра­ют про­цес­сы со­ци­аль­ной иден­ти­фи­ка­ции, осу­ще­ст­в­ляе­мой по ли­нии раз­ме­же­ва­ния «свои/чу­жие». Для де­мон­ст­ра­ции по­доб­ных раз­ли­че­ний и «уз­на­ва­ния се­бе по­доб­ных» пред­ста­ви­те­ля­ми С. не­ред­ко ис­поль­зу­ют­ся спе­ци­фич. мар­ке­ры груп­по­вой при­над­леж­но­сти [напр., осо­бен­но­сти язы­ка и ре­че­во­го по­ве­де­ния (сленг, ар­го/жар­гон), ма­нер, эти­ке­та, сти­ля оде­ж­ды, ти­па ре­пре­зен­та­ции те­лес­нос­ти (при­чёс­ка, та­туи­ров­ка, но­ше­ние спец. ук­ра­ше­ний, сим­во­ли­ки и ат­ри­бу­ти­ки, ма­ки­яж и т. п.)]. Cтепень замк­ну­то­сти и за­кры­то­сти C., как и её ус­та­нов­ки на кон­фрон­та­цию с «внеш­ним ми­ром», мо­гут зна­чи­тель­но варь­и­ро­вать. В отд. слу­ча­ях С. мо­жет под­вер­гать­ся ин­сти­ту­цио­на­ли­за­ции, а так­же пе­ре­рас­тать собств. гра­ни­цы, при­ни­мать фор­му со­ци­аль­но­го дви­же­ния, рас­про­стра­няю­ще­го убе­ж­де­ния и цен­но­сти С. да­ле­ко за её пер­во­на­чаль­ны­ми пре­де­ла­ми.

Чер­ты С. мо­гут об­на­ру­жи­вать­ся у раз­ных со­ци­аль­ных групп – про­фес­сио­наль­ных (напр., ха­рак­тер­ных для древ­но­сти и Сред­не­ве­ко­вья ре­мес­лен­но-це­хо­вых братств или свя­зан­ных с «про­стран­ст­вен­но уда­лён­ны­ми» ви­да­ми тру­да), кон­фес­сио­наль­ных (замк­ну­тые ре­лиг. об­щины, сек­ты), эт­ни­че­ских (пре­ж­де все­го ди­ас­по­ры), ген­дер­но-ро­ле­вых (напр., сек­су­аль­ные мень­шин­ст­ва), сто­рон­ни­ков оп­ре­де­лён­ных по­ли­тич. взгля­дов (обыч­но оп­по­зи­ци­он­ных), по­клон­ни­ков ху­дож. и муз. сти­лей, по­сле­до­ва­те­лей фи­лос.-эзо­те­рич. уче­ний и др. Осо­бое ме­сто сре­ди С. за­ни­ма­ют кри­ми­наль­ные С., вклю­чая С. за­клю­чён­ных.

С сер. 20 в. важ­ным фак­то­ром при об­ра­зо­ва­нии С. ста­но­вят­ся хоб­би, спо­со­бы кол­лек­тив­ной ор­га­ни­за­ции до­су­га. На этой поч­ве воз­ни­ка­ют, в ча­ст­но­сти, мно­го­числ. мо­ло­дёж­ные суб­куль­ту­ры. Идео­ло­гии ря­да С., об­ра­зо­вав­ших­ся по­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны как на За­па­де, так и в Рос­сии, име­ли яр­ко вы­ра­жен­ный «аль­тер­на­тив­ный» ха­рак­тер, ут­вер­ждая се­бя в про­ти­во­вес цен­но­стям мас­со­вой куль­ту­ры, об­ще­ст­ва по­треб­ле­ния, «офи­цио­за» ав­то­ри­тар­ных ре­жи­мов и вы­сту­пая т. о. в фор­ме контр­куль­ту­ры (напр., не­офи­ци­аль­ное ис­кус­ст­во, ан­дер­гра­унд). При этом об­раз­цы и сти­ли от­дель­ных С. не­ред­ко пе­ре­те­ка­ли в куль­ту­ру боль­шин­ст­ва, час­тич­но по­гло­ща­ясь ею, что при­во­ди­ло к раз­мы­ва­нию кон­ту­ров кон­крет­ных С. в рам­ках мо­за­ич­но­го и эк­лек­тич­но­го куль­тур­но­го про­стран­ст­ва об­ществ кон. 20 – нач. 21 вв. (см. По­стмо­дер­низм).

Вернуться к началу