Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СПОСО́БНОСТИ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 98

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СПОСО́БНОСТИ (англ. abilities, aptitudes, capabilities), ин­ди­ви­ду­аль­но-пси­хо­ло­гич. осо­бен­но­сти, от­ли­чаю­щие од­но­го че­ло­ве­ка от дру­го­го и оп­ре­де­ляю­щие ус­пеш­ность вы­пол­не­ния оп­ре­де­лён­ной дея­тель­но­сти. С. раз­ли­ча­ют по ви­дам пси­хич. функ­цио­наль­ных сис­тем (сен­со­мо­тор­ные, пер­цеп­тив­ные, мне­ми­че­ские, има­жи­тив­ные, мыс­ли­тель­ные, ком­му­ни­ка­тив­ные) и по осн. ви­дам дея­тель­но­сти (ма­те­ма­ти­че­ские, му­зы­каль­ные, на­уч­ные, ли­те­ра­тур­ные, ху­до­же­ст­вен­ные и т. д.). Раз­ли­ча­ют так­же об­щие С., имею­щие­ся у боль­шин­ст­ва лю­дей дан­ной воз­рас­т­ной ка­те­го­рии и реа­ли­зуе­мые в ши­ро­ком спек­тре дея­тель­но­сти (ин­тел­лект, креа­тив­ность – об­щая спо­соб­ность к твор­че­ст­ву), и спе­ци­аль­ные С., фор­ми­ро­ва­ние ко­то­рых тре­бу­ет спец. обу­че­ния и не­ред­ко осо­бо­го да­ро­ва­ния. Ре­зуль­та­ты пси­хо­ге­не­тич. ис­сле­до­ва­ний сви­де­тель­ст­ву­ют о вы­со­ком уров­не на­сле­дуе­мо­сти об­ще­го ин­тел­лек­та и не­ко­то­рых спе­ци­аль­ных С. (напр., ма­те­ма­ти­че­ских), то­гда как креа­тив­ность, ве­ро­ят­но, в боль­шей ме­ре за­ви­сит от влия­ния со­ци­аль­ной мик­ро­сре­ды («ин­тел­лек­ту­аль­но­го кли­ма­та» се­мьи, вос­пи­та­ния и т. п.). Ис­сле­до­ва­ние С. и даль­ней­шая раз­ра­бот­ка ме­то­дик их ди­аг­но­сти­ки и раз­ви­тия (см. Пси­хо­ди­аг­но­сти­ка, Тес­ты) име­ют важ­ней­шее зна­че­ние для ин­ди­ви­дуа­ли­за­ции обу­че­ния и вос­пи­та­ния де­тей, проф. ори­ен­та­ции и проф. от­бо­ра, про­гно­зи­ро­ва­ния и пси­хо­ло­гич. под­держ­ки раз­ви­тия лич­но­сти.

Вернуться к началу