Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СИНЕСТЕЗИ́Я

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 231

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Пузырей

СИНЕСТЕЗИ́Я (от греч. συναίσϑησις – со­вме­ст­ное чув­ст­во, од­но­вре­мен­ное ощу­ще­ние), фе­но­мен вос­при­ятия, со­стоя­щий в том, что впе­чат­ле­ние, со­от­вет­ст­вую­щее дан­но­му раз­дра­жи­те­лю и спе­ци­фич­ное для дан­но­го ор­га­на чувств, со­про­во­ж­да­ет­ся дру­гим, до­пол­нит. ощу­ще­ни­ем или об­ра­зом, при­чём та­ки­ми, ко­то­рые ха­рак­тер­ны для др. мо­даль­но­сти. Ти­пич­ные при­ме­ры С. – «цвет­ной слух», зву­ко­вые ощу­ще­ния при вос­при­ятии цве­та, рав­но как «тё­п­лые» и «хо­лод­ные» от­тен­ки цве­та. С. от­нюдь не ука­зы­ва­ют на рас­строй­ство вос­при­ятия, они в той или иной фор­ме и сте­пе­ни встре­ча­ют­ся поч­ти у ка­ж­до­го че­ло­ве­ка. Ви­ды С. раз­ли­ча­ют­ся пре­ж­де все­го по ха­рак­те­ру до­пол­нит. ощу­ще­ний: зри­тель­ные (т. н. фо­тиз­мы), слу­хо­вые (фо­низ­мы), вку­со­вые, ося­за­тель­ные и т. д. С. мо­гут воз­ни­кать ли­бо из­би­ра­тель­но, толь­ко на отд. впе­чат­ле­ния, ли­бо же рас­про­стра­нять­ся на все ощу­ще­ния к.-л. об­лас­ти. Яр­ким при­ме­ром С. в ис­то­рии ис­кус­ст­ва яв­ля­ет­ся вос­при­ятие му­зы­ки не­ко­то­ры­ми пи­са­те­ля­ми и ком­по­зи­то­ра­ми; имен­но та­кие С. при­ве­ли А. Н. Скря­би­на к мыс­ли о «син­те­ти­че­ском ис­кус­ст­ве», где муз. то­наль­но­стям со­от­вет­ст­во­ва­ли бы оп­ре­де­лён­ные цве­та (сим­фо­нич. по­эма «Про­ме­тей», 1910). Яв­ле­ние С. рас­про­стра­не­но в по­все­днев­ном «ок­ра­шен­ном» пе­ре­жи­ва­нии чи­сел, дней не­де­ли и т. п. В ос­но­ве воз­ник­но­ве­ния С. ле­жат про­цес­сы взаи­мо­дей­ст­вия ней­ро­фи­зио­ло­гич. ме­ха­низ­мов вос­при­ятия в раз­ных мо­даль­но­стях, ко­то­рые яв­ля­ют­ся ли­бо вро­ж­дён­ны­ми, ли­бо фор­ми­рую­щи­ми­ся на от­но­си­тель­но ран­них ста­ди­ях ин­ди­ви­ду­аль­но­го раз­ви­тия. С по­мо­щью совр. тех­но­ло­гий вир­ту­аль­ной и рас­ши­рен­ной ре­аль­но­сти фе­но­ме­ны С. мо­гут быть уси­ле­ны и у взрос­лых, что от­кры­ва­ет путь ис­поль­зо­ва­ния С. для про­те­зи­ро­ва­ния на­ру­шен­ных сен­сор­ных воз­мож­но­стей.

Лит.: Крав­ков С. В. Взаи­мо­дей­ст­вие ор­га­нов чувств. М.; Л., 1948; Лу­рия А. P. Ма­лень­кая книж­ка о боль­шой па­мя­ти. М., 1968; Ве­лич­ков­ский Б. М., Зин­чен­ко В. П., Лу­рия А. Р. Пси­хо­ло­гия вос­при­ятия. М., 1973; Haigh A. a. o. How well do you see what you hear? The acuity of visual-to-auditory sensory substitu­tion // Frontiers in Psychology. 2013. № 4.

Вернуться к началу