Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СИ́ГЕР БРАБА́НТСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 141

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Апполонов

СИ́ГЕР БРАБА́НТСКИЙ (Siger de Brabant, Sigerus de Brabantia) (ок. 1240 – ок. 1284), ср.-век. фи­ло­соф, один из гл. пред­ста­ви­те­лей лат. авер­ро­из­ма. Учил­ся и пре­по­да­вал на ф-те ис­кусств (ф-те фи­ло­со­фии) Па­риж­ско­го ун-та. Отд. те­зи­сы уче­ния С. Б. два­ж­ды (в 1270 и 1277) осу­ж­да­лись цер­ков­ны­ми вла­стя­ми. С. Б. пы­тал­ся апел­ли­ро­вать к па­пе, но во вре­мя пре­бы­ва­ния в Ор­вие­то, где на­хо­дилась пап­ская ку­рия, был убит сво­им «обе­зу­мев­шим» сек­ре­та­рём. Осн. со­чи­не­ния: «Во­про­сы к III кни­ге "О ду­ше"» («Quaestiones in tertium de anima»), «Во­про­сы о ра­зум­ной ду­ше» («Quaes­tiones de anima intellectiva»), «О не­об­хо­ди­мо­сти и кон­тин­гент­но­сти при­чин» («De necessitate et contingentia causa­rum»), «О веч­но­сти ми­ра» («De aeter­nitate mundi»).

Идея С. Б. об ав­то­но­мии фи­ло­со­фии как чис­то ра­цио­наль­ной дея­тель­но­сти, по­сред­ст­вом ко­то­рой че­ло­век об­ре­та­ет ис­тин­ное зна­ние о су­щем, пред­став­ля­ет со­бой свое­об­раз­ный ва­ри­ант «двой­ст­вен­ной ис­ти­ны» тео­рии. Так, не от­ри­цая хри­сти­ан­ско­го уче­ния о тво­ре­нии, С. Б. счи­тал не­воз­мож­ным в рам­ках фи­ло­со­фии оп­ро­верг­нуть «мне­ния не­ко­то­рых фи­ло­со­фов» о веч­но­сти ми­ра. К Ари­сто­те­лю в ис­тол­ко­ва­нии Ибн Руш­да (Авер­ро­эса) вос­хо­дит уче­ние С. Б. о еди­ном ра­зу­ме, об­щем для все­го че­ло­ве­че­ст­ва. Бу­ду­чи не­по­сред­ст­вен­но соз­дан­ной Бо­гом суб­стан­ци­ей, все­це­ло от­де­лён­ной от ма­те­рии, ко­то­рая толь­ко и яв­ля­ет­ся прин­ци­пом ин­ди­ви­дуа­ции, ра­зум в сво­ей по­зна­ват. дея­тель­но­сти за­ви­сит от чув­ст­вен­ных вос­при­ятий, дос­тав­ляе­мых отд. че­ло­ве­ком. Но это един­ст­во все­об­ще­го ра­зу­ма и отд. че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ст­ва яв­ля­ет­ся не суб­стан­ци­аль­ным, а толь­ко опе­ра­цио­наль­ным («со­об­раз­но дей­ст­вию»). Отд. че­ло­век не об­ла­да­ет ин­ди­ви­ду­аль­ной ра­зум­ной ду­шой, у не­го есть толь­ко чув­ст­вен­ная ду­ша, ко­то­рая смерт­на. Эта кон­цеп­ция С. Б., не­со­вмес­ти­мая с хри­сти­ан­ским уче­ни­ем о бес­смер­тии ин­ди­ви­ду­аль­ной ду­ши и лич­ной от­вет­ст­вен­но­сти че­ло­ве­ка, не­од­но­крат­но под­вер­га­лась кри­ти­ке со сто­ро­ны та­ких ка­то­лич. мыс­ли­те­лей, как Фо­ма Ак­вин­ский, Аль­берт Ве­ли­кий, Бо­на­вен­ту­ра и др.

Взгля­ды С. Б. ока­за­ли влия­ние на фи­ло­со­фию па­ду­ан­ской шко­лы, П. Пом­по­нац­ци, Пи­ко дел­ла Ми­ран­до­лы и Аго­сти­но Ни­фо.

Соч.: Les Quaestiones super librum de causis / Ed. A. Marlasca. Louvain, 1972; Quaestiones in tertium de anima. De anima intellectiva. De aeternitate mundi / Ed. B. C. Bazán. Louvain, 1972; Écrits de logique, de morale et de phy­sique / Ed. B. C. Bazán. Louvain, 1974; Quaes­tiones in metaphysicam / Ed. W. Dunphy. Louvain-la-Neuve, 1981; Quaestiones in meta­phy­sicam / Ed. A. Maurer. Louvain-la-Neuve, 1983.

Лит.: Mandonnet P. Siger de Brabant et l’aver­roїsme latin au XIIIe siècle. 2 éd. Lou­vain, 1908–1911. Vol. 1–2; Шев­ки­на Г. В. Си­гер Бра­бант­ский и па­риж­ские авер­рои­сты XIII в. М., 1972; Van Steenberghen F. Maître Siger de Brabant. Louvain, 1977; Бы­хов­ский Б. Э. Си­гер Бра­бант­ский. М., 1979; Dodd T. The life and thought of Siger of Brabant, thirteenth-century Parisian philosopher. Lewiston; Lampeter, 1998; Ап­по­ло­нов А. В. Ла­тин­ский авер­ро­изм XIII в. 2-е изд. М., 2011.

Вернуться к началу