Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЕ́ТИ СОЦИА́ЛЬНЫЕ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 110-111

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Радаев

СЕ́ТИ СОЦИА́ЛЬНЫЕ, со­во­куп­ность мно­же­ст­вен­ных ус­той­чи­вых од­но­род­ных свя­зей в обществе, вы­де­ляе­мых из раз­но­сто­рон­них от­но­ше­ний ме­ж­ду ак­то­ра­ми (ин­ди­ви­да­ми, груп­па­ми, ор­га­ни­за­ция­ми, др. общ­но­стя­ми), вы­сту­паю­щи­ми в ка­че­ст­ве уз­лов. Тер­мин вве­дён брит. и авст­рал. социальным антропологом Дж. Барн­сом (1918–2010) в 1954.

В меж­дис­ци­п­ли­нар­ных ис­сле­до­ва­ни­ях С. с., ин­тен­сив­но раз­ви­ваю­щих­ся с нач. 1980-х гг., ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся ме­то­ды ма­те­ма­тич. и ста­ти­стич. мо­де­ли­ро­ва­ния (гра­фов тео­рия), со­цио­грам­мы, вве­дён­ные Я. Мо­ре­но для опи­са­ния струк­ту­ры групп со­ци­аль­ных и их ди­на­ми­ки. Сеть гра­фи­че­ски изо­бра­жа­ет­ся в ви­де со­во­куп­но­сти то­чек, часть ко­то­рых со­еди­не­ны ли­ния­ми, обо­зна­чаю­щи­ми на­ли­чие свя­зи.

Свой­ст­ва С. с. в зна­чит. сте­пе­ни оп­ре­де­ля­ют­ся их кон­фи­гу­ра­ци­ей (от­кры­той, ра­зомк­ну­той или за­кры­той, замк­ну­той в за­ви­си­мо­сти от со­от­но­ше­ния чис­ла свя­зей вне и внут­ри се­ти; про­стей­шие кон­фи­гу­ра­ции – диа­да и триа­да, фик­си­рую­щие свя­зи ме­ж­ду дву­мя и тре­мя акто­ра­ми), плот­но­стью (чис­ло свя­зей ме­ж­ду её аген­та­ми), цен­тра­ли­за­ци­ей се­ти, оп­ре­де­ляе­мой тем, в ка­кой ме­ре свя­зи аген­тов кон­цен­три­ру­ют­ся во­круг од­но­го или не­сколь­ких уз­лов. К свой­ст­вам С. с. от­но­сят­ся так­же уро­вень их го­мо­ген­но­сти (сте­пень од­но­род­но­сти вклю­чён­ных ак­то­ров), ин­тен­сив­ность (ко­ли­че­ст­во кон­так­тов, со­вер­шён­ных с од­ни­ми и те­ми же ак­то­ра­ми в те­че­ние оп­ре­де­лён­но­го пе­рио­да вре­ме­ни), си­ла [струк­тур­ная бли­зость ме­ж­ду ак­то­ра­ми, из­ме­ряе­мая (не)го­тов­но­стью к раз­ры­ву су­ще­ст­вую­щей свя­зи ра­ди ус­та­нов­ле­ния др. свя­зи]. Се­те­вые свя­зи об­ра­зу­ют­ся на ос­но­ве из­би­ра­тель­но­сти при ус­та­нов­ле­нии кон­так­тов – на­ли­чия у аген­тов сход­ных при­зна­ков, их ре­пу­та­ции и из­вест­нос­ти, ре­ко­мен­да­ций до­ве­рен­ных и ав­то­ри­тет­ных ак­то­ров, опы­та пре­ды­ду­ще­го взаи­мо­дей­ст­вия. С. с. мо­гут стро­ить­ся на ос­но­ве со­вме­ст­ной соб­ст­вен­но­сти, кон­тракт­ных обя­за­тельств, со­вме­ст­но­го член­ст­ва в ор­га­ни­за­ци­ях, род­ст­вен­ных и дру­же­ских свя­зей, вза­им­но­го на­блю­де­ния или лич­но­го об­ще­ния. Се­те­вая связь мо­жет фик­си­ро­вать не­по­средств. взаи­мо­дей­ст­вие (ин­те­рак­цию) ме­ж­ду ак­то­ра­ми или их вклю­чён­ность в од­ну и ту же струк­ту­ру.

С. с. вы­пол­ня­ют мно­же­ст­во функ­ций. Они яв­ля­ют­ся ка­на­ла­ми, че­рез ко­то­рые осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ком­му­ни­ка­ция, про­ис­хо­дит об­мен ин­фор­ма­ци­ей, ре­сур­са­ми, ус­лу­га­ми, реа­ли­зу­ют­ся ры­ноч­ные транс­ак­ции, фор­ми­ру­ет­ся до­ве­рие как ожи­да­ние пред­ска­зуе­мых дей­ст­вий от др. ак­то­ров и на­ка­п­ли­ва­ет­ся со­ци­аль­ный ка­пи­тал – вза­им­ные обя­за­тель­ст­ва, ко­то­рые мо­гут быть мо­би­ли­зо­ва­ны вклю­чён­ны­ми в сеть ак­то­ра­ми (Дж. С. Ко­ул­мен). По­сред­ст­вом С. с. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся взаи­мо­кон­троль над её чле­на­ми.

Се­те­вой под­ход ус­пеш­но ис­поль­зу­ет­ся при ана­ли­зе круп­ных со­ци­аль­ных сис­тем (тео­рия «се­те­во­го об­ще­ст­ва» М. Кас­тель­са), ма­лых групп и ме­ст­ных со­об­ществ (Б. Уэлл­ман), при ана­ли­зе рын­ков в эко­но­ми­че­ской со­цио­ло­гии (Х. Уайт, У. Бей­кер, У. Пау­элл) и др. Его при­ме­не­ние по­зво­ли­ло об­на­ру­жить, что при по­ис­ке ра­бо­ты бо­лее эф­фек­тив­ны­ми ока­зы­ва­ют­ся не силь­ные свя­зи с род­ст­вен­ни­ка­ми и близ­ки­ми друзь­я­ми, а сла­бые свя­зи с кол­ле­га­ми или слу­чай­ны­ми зна­ко­мы­ми (М. Гра­но­вет­тер). Сла­бые свя­зи вы­во­дят ак­то­ров на др. се­ти, рас­ши­ряя чис­ло кон­так­тов и ис­точ­ни­ков ин­фор­ма­ции. Се­те­вые свя­зи ис­поль­зу­ют­ся при по­строе­нии но­вых гиб­ких форм ор­га­ни­за­ции, по­доб­ных пря­мым про­да­жам (се­те­во­му мар­ке­тин­гу). Важ­ную роль иг­ра­ют ме­жор­га­ни­зац. се­ти, по­стро­ен­ные на пе­ре­крё­ст­ном вла­де­нии соб­ст­вен­но­стью, ус­той­чи­вых кон­тракт­ных и суб­кон­тракт­ных свя­зях и т. д.

Иное пред­став­ле­ние о С. с. бы­ло сфор­ми­ро­ва­но в рам­ках ак­тор­но-се­те­во­го под­хо­да, рас­смат­ри­ваю­ще­го ма­те­ри­аль­ные объ­ек­ты (ве­щи, тех­но­ло­гии, каль­ку­ля­тив­ные уст­рой­ст­ва) как рав­но­прав­ные эле­мен­ты со­ци­аль­ных от­но­ше­ний, вклю­чён­ные в ге­те­ро­ген­ную сеть и уча­ст­вую­щие в ка­че­ст­ве ак­тан­тов в рас­пре­де­лён­ном дей­ст­вии на­ря­ду с че­ло­ве­че­ски­ми су­ще­ст­ва­ми (Б. Ла­тур, М. Кал­лон, К. Кнорр-Це­ти­на).

Виртуальные социальные сети

Возникновение Интернета позволило создать виртуальные С. с., которые представляют собой интерактивные многопользовательские сайты или онлайн-сервисы (термин появился в 2000-х гг.) для по­строе­ния, ре­пре­зен­та­ции и под­дер­жа­ния со­ци­аль­ных от­но­ше­ний. Контент виртуальных С. с. наполняется самими участниками; они яв­ля­ют­ся ча­стью но­вых со­ци­аль­ных ме­диа, на­ря­ду с бло­га­ми, плат­фор­ма­ми для со­вме­ст­но­го про­из­вод­ст­ва кон­тен­та (Wikipedia, YouTube), вир­ту­аль­ны­ми со­ци­аль­ны­ми и иг­ро­вы­ми ми­ра­ми. От­ли­чи­тель­ны­ми при­зна­ка­ми С. с. яв­ля­ют­ся соз­да­ние пер­со­наль­ных про­фи­лей и спи­сков кон­так­тов («дру­зей»), до­пус­кае­мых к пер­со­наль­ной ин­фор­ма­ции, а так­же воз­мож­ность смот­реть спи­ски кон­так­тов, сфор­ми­ро­ван­ные др. уча­ст­ни­ка­ми дан­но­го сер­ви­са (Д. Бойд). Первым социально-сетевым ресурсом принято считать амер. портал classmates.com (созд. в 1996 Р. Конрадсом), который предоставлял всем желающим возможность найти своих одноклассников, однокурсников и сослуживцев (рос. аналог «Однокласс­ники» запущен в 2006), в 1997 Э. Вейн­рейхом создан SixDegrees.com (закрыт в 2001), который изначально предоста­вил возможность пользователям созда­вать личные профили, списки своих друзей.

На основе технологии Web 2.0 (со­зда­на в 2005 Т. О’Райли), особенно­стью кото­рой является принцип привлечения поль­зователей к наполнению (напр., най­дя на одном из таких сайтов совер­шенно незнакомого для себя человека, можно увидеть цепочку промежуточ­ных зна­комств, через которую вы с ним связа­ны), построены С. с.: LinkedIn, MySpace и Facebook [пер­вая сеть, в ко­то­рой бы­ло от­кры­то бо­лее мил­ли­ар­да ак­ка­ун­тов (хра­нимая в компьютерной сети сово­купность данных о пользо­ва­теле, необ­ходимая для его опознавания и предо­ставления доступа к его лич­ным данным)], «Мой круг», Twitter (об­мен короткими сообщениями), Insta­g­ram (об­мен фотографиями и видео­запи­ся­ми) и др.

С. с. пре­вра­ти­лись в фор­му аль­тер­на­тив­ных ме­диа, где не про­сто вы­рос­ли по­то­ки рас­про­стра­няе­мой и об­ме­ни­вае­мой ин­фор­ма­ции, но ка­ж­дый мо­жет стать про­из­во­ди­те­лем кон­тен­та. Ста­ли воз­мож­ны­ми но­вые фор­мы дис­тан­ци­он­ной ра­бо­ты, в т. ч. со­вме­ст­ной, не тре­бую­щей фи­зич. со­при­сут­ст­вия. С. с. ста­ли ос­но­вой об­ра­зо­ва­ния вир­ту­аль­ных со­об­ществ, соз­да­вае­мых во­круг об­щих ин­те­ре­сов, взгля­дов, форм дея­тель­но­сти (про­фес­сио­наль­ной, куль­тур­ной, бы­то­вой), вы­сту­пи­ли ин­ст­ру­мен­том гражд. мо­би­ли­за­ции и про­те­ст­ных по­ли­тич. дви­же­ний.

Ис­поль­зо­ва­ние но­вых тех­но­ло­гий уси­ли­ло ком­му­ни­ка­тив­ную ав­то­но­мию уча­ст­ни­ков С. с. (М. Кас­тельс), но в то же вре­мя рас­ши­ри­ло воз­мож­но­сти со­ци­аль­но­го кон­тро­ля, со­пря­жён­ные с раз­мы­ва­ни­ем гра­ниц ме­ж­ду ча­ст­ным и пуб­лич­ным.

Лит.: Wasserman S., Faust K. Social network analysis: Methods and applications. Camb., 1994; Гра­до­сель­ская Г. В. Се­те­вые из­ме­ре­ния в со­цио­ло­гии. М., 2004; Пау­элл У., Смит-Дор Л. Се­ти и хо­зяй­ст­вен­ная жизнь // За­пад­ная эко­но­ми­че­ская со­цио­ло­гия: Хре­сто­ма­тия со­вре­мен­ной клас­си­ки. М., 2004; The network society: A cross-cultural perspective / Ed. M. Castells. Cheltenham, [2005]; Boyd D. M., Ellison N. B. Social network sites: Definition, history and scholarship // Journal of Computer-Mediated Communication. 2007. Vol. 13; Knoke D. Economic networks. Camb., 2012; Со­ци­аль­ные се­ти и вир­ту­аль­ные се­те­вые со­об­ще­ст­ва. М., 2013.

Вернуться к началу