Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЕН-СИМО́Н

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 13

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: M. M. Фёдорова

СЕН-СИМО́Н (Saint-Simon) Клод Ан­ри де Рув­руа (de Rouvroy) (17.10.1760, Па­риж – 19.5.1825, там же), франц. со­цио­лог, один из ро­до­на­чаль­ни­ков со­циа­лиз­ма. Про­ис­хо­дил из знат­но­го ро­да, по­лу­чил об­ра­зо­ва­ние под рук. Ж. Д’Алам­бе­ра. Уча­ст­во­вал доб­ро­воль­цем в борь­бе за не­за­ви­си­мость сев.-амер. ко­ло­ний; во вре­мя Франц. ре­во­лю­ции 18 в. на не­ко­то­рое вре­мя примк­нул к яко­бин­цам.

Осн. про­из­ве­де­ния: «Пись­ма же­нев­ско­го оби­та­те­ля к сво­им со­вре­мен­ни­кам» («Lettres d’un habitant de Genèveà ses contemporains», 1803), «Вве­де­ние к на­уч­ным тру­дам XIX в.» («Introduction aux travaux sci­entifiques au XIX siècle», 1808), «Ин­ду­ст­рия» («L’industrie», vol. 1–4, 1818), «Ор­га­ни­за­тор» («L’or­ga­nisateur», vol. 1–2, 1819–20), «О про­мыш­лен­ной сис­те­ме» («Du système in­dustriel», pt. 1–3, 1821–1822), «Ка­те­хи­зис про­мыш­лен­ни­ков» («Catéchisme des in­dustriels», vol. 1–4, 1823–24), «Но­вое хри­сти­ан­ст­во» («Nou­veau Christia­nisme», 1825).

Уже в ран­них ра­бо­тах раз­ви­вал идеи раз­де­ле­ния об­ще­ст­ва на три осн. клас­са: класс муд­ре­цов (пред­ста­ви­те­ли ли­бе­раль­ных про­фес­сий и ар­ти­сты), класс соб­ст­вен­ни­ков и кон­сер­ва­то­ров и, на­ко­нец, класс эга­ли­та­ри­ев, или на­род. Ду­хов­ной вла­стью долж­ны об­ла­дать ис­клю­чи­тель­но лю­ди нау­ки, учё­ные, вос­пи­ты­ваю­щие под­рас­таю­щее по­ко­ле­ние. Но­вой, на­уч. ре­ли­ги­ей дол­жен стать «фи­зи­цизм», а не­га­тив­ный мо­раль­ный прин­цип («не по­сту­пай так, как не хо­чешь, что­бы по­сту­па­ли с то­бой») дол­жен сме­нить­ся прин­ци­пом по­зи­тив­ным и ак­тив­ным – «ка­ж­дый че­ло­век дол­жен тру­дить­ся».

В даль­ней­шем С.-С. пе­ре­шёл от «фи­зи­циз­ма» к соз­да­нию кон­цеп­ции «со­ци­аль­ной фи­зио­ло­гии». Ли­бе­ра­лиз­му как по­ли­тич. си­ле, ос­но­ван­ной на соб­ст­вен­но­сти и ка­пи­та­ле, а так­же вла­сти клас­са ло­ги­стов, за­щи­щаю­щих пра­ва соб­ст­вен­ни­ков, С.-С. про­ти­во­пос­та­вил идею ин­ду­ст­риа­лиз­ма как про­дук­тив­ной си­лы об­ще­ст­ва. Он го­во­рил о про­ти­во­по­лож­но­сти ме­ж­ду ста­рым фео­даль­ным об­ще­ст­вом, ос­но­ван­ным на во­ин­ской доб­ле­сти, а по­то­му ари­сто­кра­ти­че­ским и тео­ло­ги­че­ским, и об­ще­ст­вом со­вре­мен­ным, но­ся­щим су­гу­бо эко­но­мич. и ин­ду­ст­ри­аль­ный ха­рак­тер, имею­щим це­лью соз­да­ние воз­мож­но боль­ше­го ко­ли­че­ст­ва благ для тру­дя­ще­го­ся и про­из­во­дя­ще­го клас­са. Ме­ж­ду дву­мя эти­ми со­стоя­ния­ми об­ще­ст­ва С.-С. вы­де­лил про­ме­жу­точ­ную фа­зу, в ко­то­рой гос­под­ству­ет дух аб­ст­рак­ции и ме­та­фи­зи­ки (эта идея трёх со­стоя­ний об­ще­ст­ва в даль­ней­шем бу­дет раз­ви­та О. Кон­том). Цель совр. об­ще­ст­ва – эко­но­мич. про­гресс – мо­жет быть дос­тиг­ну­та при наи­луч­шем при­ме­не­нии зна­ний, по­лу­чен­ных в нау­ках, ис­кус­ст­вах и ре­мёс­лах. С эн­ту­зи­аз­мом и оп­ти­миз­мом от­но­сясь к ма­шин­но­му про­из­вод­ст­ву, С.-С. стре­мил­ся свя­зать раз­ви­тие круп­ной пром-сти и на­уч. ор­га­ни­за­цию об­ще­ст­ва с воз­мож­но­стью под­лин­ной че­ло­ве­че­ской эман­си­па­ции.

Раз­де­ляя жи­ву­щих в об­ще­ст­ве ин­ди­ви­дов на тру­дя­щих­ся, про­из­во­ди­те­лей и лю­дей празд­ных, С.-С. счи­тал, что толь­ко про­из­во­ди­те­ли име­ют пра­во на­зы­вать­ся под­лин­ны­ми гра­ж­да­на­ми об­ще­ст­ва, соб­ст­вен­ни­ки же – толь­ко в том слу­чае, ес­ли они тру­дят­ся. Про­из­во­ди­те­ли долж­ны за­нять гла­вен­ст­вую­щее ме­сто в об­ще­ст­ве, по­тес­нив во­ен­ных, ран­тье и чи­нов­ни­ков. В бу­ду­щем об­ще­ст­ве во­ца­рят­ся аб­со­лют­ная сво­бо­да и пол­ное ра­вен­ст­во, это­му бу­дет спо­соб­ст­во­вать про­по­ведь «но­во­го хри­сти­ан­ст­ва» – брат­ст­ва всех лю­дей, люб­ви и ми­ло­сер­дия.

Идеи С.-С. ока­за­ли боль­шое влия­ние на раз­ви­тие со­ци­аль­ной фи­ло­со­фии 19 в.; его про­ект на­уч. ор­га­ни­за­ции об­ществ. тру­да, мысль об обя­за­тель­но­сти тру­да, ин­ду­ст­риа­ли­ст­ская про­грам­ма бы­ли вос­при­ня­ты и раз­ви­ты в бо­лее позд­них со­циа­ли­стич. док­три­нах.

Соч.: Œuvres. P., 1865–1878. Vol. 1–47; Собр. соч. М.; П., 1923; Избр. соч. М.; Л., 1948. Т. 1–2.

Лит.: Durkheim É. Socialism and Saint-Simon. Yellow Springs, 1958; Вол­гин В. П. Сен-Си­мон и сен-си­мо­низм. М., 1961; Ansart P. Saint-Simon. P., 1969; Sociologie de Saint-Simon. P., 1970.

Вернуться к началу