Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЕНЗИТИ́ВНЫЙ ПЕРИ́ОД

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 6

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. Ф. Обухова

СЕНЗИТИ́ВНЫЙ ПЕРИ́ОД (от лат. – sen­sus – чувство), пе­ри­од наи­боль­шей чув­ст­ви­тель­но­сти ор­га­низ­ма к вос­при­ятию по­зи­тив­ных или не­га­тив­ных для его раз­ви­тия внеш­них воз­дей­ст­вий. По­ня­тие впер­вые вве­де­но Х. Де Фри­зом. Вслед за ним М. Мон­тес­со­ри вы­де­ли­ла в ка­че­ст­ве С. п. важ­ные пе­рио­ды дет­ско­го раз­ви­тия, в те­че­ние ко­то­рых ре­бё­нок осо­бен­но чув­ст­ви­те­лен к оп­ре­де­лён­ным ви­дам раз­дра­жи­те­лей или взаи­мо­дей­ст­вий и мо­жет очень лег­ко при­об­ре­тать оп­ре­де­лён­ные спо­соб­но­сти (речь, раз­ли­че­ние сен­сор­ных сти­му­лов, мо­де­ли­ро­ва­ние ок­ру­жаю­щей сре­ды и т. п.). По­сле то­го, как «чув­ст­ви­тель­ный пе­ри­од» для кон­крет­ной спо­соб­но­сти про­шёл, ус­вое­ние её по­тре­бу­ет от ре­бён­ка го­раз­до бо́ль­ших уси­лий. Со­глас­но Мон­тес­со­ри, С. п. свой­ст­вен­ны всем де­тям в лю­бой стра­не, и в то же вре­мя они ин­ди­ви­дуа­ли­зи­ро­ва­ны, т. к. у ка­ж­до­го ре­бён­ка свой темп раз­ви­тия.

Л. С. Вы­гот­ский свя­зы­вал С. п. с про­бле­мой оп­ти­маль­ных сро­ков обу­че­ния и раз­ви­тия: «В этот пе­ри­од влия­ния ока­зы­ва­ют воз­дей­ст­вие на весь ход раз­ви­тия, вы­зы­вая в нём те или дру­гие глу­бо­кие из­ме­не­ния. В дру­гие пе­рио­ды те же са­мые ус­ло­вия мо­гут быть ней­траль­ны­ми или да­же ока­зывать об­рат­ное дей­ст­вие на ход раз­ви­тия» (Собр. соч. М., 1982. Т. 2. С. 252). Су­ще­ст­ву­ют ниж­няя и верх­няя гра­ни­цы обу­че­ния: ре­бён­ка на ста­дии ле­пе­та нель­зя нау­чить го­во­рить пред­ло­же­ния, позд­нее обу­че­ние ре­чи (по­сле трёх лет) ста­но­вит­ся для ре­бён­ка бо­лее слож­ным и ма­ло­эф­фек­тив­ным. По­ня­тие С. п. свя­за­но у Вы­гот­ско­го с по­ня­ти­ем зо­ны бли­жай­ше­го раз­ви­тия.

С. п. нель­зя ото­жде­ст­в­лять с воз­раст­ны­ми кри­зи­са­ми раз­ви­тия. Близ­кое по­ня­тие «кри­ти­че­ский пе­ри­од», ис­поль­зуе­мое в био­ло­гич. нау­ках, ха­рак­те­ри­зу­ет кри­тич. фа­зы для ана­то­мич. и мор­фо­ло­гич. из­ме­не­ний и оз­на­ча­ет дей­ст­вие «сей­час или ни­ко­гда», то­гда как С. п. – «мож­но и в дру­гое вре­мя, но луч­ше сей­час».

Лит.: Montessori M. The secret of childhood. L., 1983; idem. The absorbent mind. N. Y., 1995.

Вернуться к началу