Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СОФИ́СТЫ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 734

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Лебедев

СОФИ́СТЫ (греч. σοφιστής  – учи­тель муд­ро­сти, от σοφίζω  – умуд­рять, на­став­лять, обу­чать ка­ко­му-то ис­кус­ст­ву), в Древ­ней Гре­ции ча­ст­ные пре­по­да­ва­те­ли на­ук и ис­кусств во 2-й пол. 5 в. до н. э., пред­ла­гав­шие за пла­ту мо­ло­дым лю­дям под­го­то­вить их к ус­пеш­ной дея­тель­но­сти в пуб­лич­ной и ча­ст­ной сфе­ре. К древ­ним С. от­но­сят­ся Про­та­гор, Гор­гий, Про­дик из Ке­о­са, Гип­пий из Эли­ды, Ан­ти­фонт, Кри­тий Афин­ский, Фра­си­мах Хал­ке­дон­ский, т. н. Ано­ним Ямв­ли­ха (не­из­вест­ный со­фис­тич. ав­тор кон. 5 в., вы­держ­ки из ко­то­ро­го со­хра­ни­лись в «Про­треп­ти­ке» Ямв­ли­ха) и ав­тор трак­та­та «Двой­ные ре­чи». К древ­ним С. сле­ду­ет так­же при­чис­лить ав­то­ра па­пи­ру­са из Дер­ве­ни (из кру­га Про­ди­ка) – трак­та­та о про­ис­хо­ж­де­нии ре­ли­гии, в ко­то­ром ре­лиг. со­дер­жа­ние ор­фич. тео­го­нии (см. Ор­физм) по­ле­ми­че­ски под­ме­ня­ет­ся на­ту­ра­ли­стич. фи­зи­кой Анак­са­го­ра. Сре­ди С. – эн­цик­ло­пе­ди­сты, пре­по­да­вав­шие весь круг на­ук то­го вре­ме­ни, вклю­чая ес­т­ест­воз­на­ние и ма­те­ма­ти­ку (Гип­пий и др.). Но гл. упор, как пра­ви­ло, де­лал­ся на ри­то­ри­ку и диа­лек­ти­ку – уме­ние убе­ж­дать, ар­гу­мен­ти­ро­вать и пред­став­лять «сла­бый те­зис силь­ным» (напр., в су­де). С. вне­сли зна­чит. вклад в раз­ви­тие со­ци­аль­ной фи­ло­со­фии, эти­ки, ан­тро­по­ло­гии, ис­то­рии, грам­ма­ти­ки. Со­чи­не­ния древ­них С. (за ис­клю­че­ни­ем «Двой­ных ре­чей» и не­сколь­ких шут­ли­вых дек­ла­ма­ций Гор­гия) не со­хра­ни­лись, их взгля­ды из­вест­ны толь­ко из ссы­лок и ци­тат у позд­ней­ших ав­то­ров, пре­ж­де все­го у Пла­то­на. Пла­тон изо­бра­зил С. тео­ре­тич. оп­по­нен­та­ми Со­кра­та и по­свя­тил по­ле­мич. бе­се­дам Со­кра­та с са­мы­ми из­вест­ны­ми С. од­но­им. диа­ло­ги: «Про­та­гор», «Гор­гий», «Гип­пий Боль­ший», «Гип­пий Мень­ший» и др.

Боль­шин­ст­во древ­них С. бы­ли сто­рон­ни­ка­ми на­ту­ра­ли­стич. кар­ти­ны ми­ра, соз­дан­ной пред­ста­ви­те­ля­ми ио­ний­ской тра­ди­ции (см. До­со­кра­ти­ки) и ис­клю­чав­шей уча­стие бо­гов в про­ис­хо­ж­де­нии ми­ра и их влия­ние на жизнь лю­дей (в 5 в. в Афи­нах эта тра­ди­ция пред­став­ле­на Анак­са­го­ром). С. до­пол­ни­ли ио­ний­скую кос­мо­го­нию ис­то­ри­ей куль­ту­ры и ци­ви­ли­за­ции (трак­тат Про­та­го­ра «О пер­во­быт­ном со­стоя­нии»), со­дер­жа­щей идею про­грес­са че­ло­ве­че­ско­го ро­да. На этих ба­зис­ных иде­ях был ос­но­ван про­грамм­ный ант­ро­по­ло­гизм и гу­ма­низм Про­та­го­ра («Че­ло­век есть ме­ра всех вещей»): не бо­ги, а че­ло­век де­ла­ет дей­ст­ви­тель­ны­ми при­ня­тые в об­ще­ст­ве пред­став­ле­ния о до­б­ре и зле, спра­вед­ли­во­сти и не­спра­вед­ли­во­сти. Для мно­гих про­стых афи­нян (осо­бен­но кон­сер­ва­тив­ных и на­бож­ных) взгля­ды С. ка­за­лись «без­бож­ны­ми». Рев­ни­те­ли ста­рин­но­го бла­го­чес­тия ини­ции­ро­ва­ли ряд про­цес­сов про­тив афин­ских ин­тел­лек­туа­лов по «об­ви­не­нию в не­чес­тии» (γραφὴ ἀσεβείας), жерт­ва­ми ко­то­рых ста­ли Анак­са­гор, Дио­ген Апол­ло­ний­ский, Про­та­гор (его соч. «О бо­гах» бы­ло пуб­лич­но со­жже­но гла­ша­та­ем на аго­ре, а сам он при­го­во­рён к из­гна­нию) и в 399 Со­крат (хо­тя он был про­тив­ни­ком со­фис­тов). Пла­тон, ко­то­рый, в от­ли­чие от С., был глу­бо­ко ре­лиг. мыс­ли­те­лем и не­при­ми­ри­мым кри­ти­ком де­мо­кра­тии, от­вер­гал со­фис­тич. ис­то­рию ци­ви­ли­за­ции и тео­рию об­ществ. до­го­во­ра. Порт­ре­ты С. в его диа­ло­гах име­ют ка­ри­ка­тур­ный ха­рак­тер, и имен­но под их влия­ни­ем воз­ник­ли не­га­тив­ные кон­но­та­ции сло­ва «со­фист», до Пла­то­на быв­ше­го ней­траль­ным тер­ми­ном, не­ред­ко с по­ло­жи­тель­ным зна­че­ни­ем. По­сле по­ра­же­ния Афин в Пе­ло­пон­нес­ской вой­не на сме­ну на­ту­ра­лиз­му и гу­ма­низ­му С. при­шло воз­ро­ж­де­ние ре­лиг. ме­та­фи­зи­ки Пи­фа­го­ра в Ака­де­мии Афин­ской: «Не че­ло­век, а бог есть ме­ра всех ве­щей», объ­я­вил Пла­тон в «За­ко­нах».

От эпо­хи древ­них С. сле­ду­ет от­ли­чать Вто­рую со­фис­ти­ку 2 в. н. э., свя­зан­ную с лит. дви­же­ни­ем ат­ти­циз­ма – ори­ен­та­ци­ей на клас­сич. об­раз­цы ат­ти­че­ской про­зы. Пи­са­те­ли Вто­рой со­фис­ти­ки (Элий Ари­стид, Ди­он Хри­со­стом, Фи­ло­ст­рат, Лу­ки­ан, от­час­ти Плу­тарх и др.) бы­ли пре­им. ри­то­ра­ми, куль­ти­ви­ро­ва­ли изя­ще­ст­во сло­га и лю­би­ли пуб­лич­ные дек­ла­ма­ции эпи­дейк­ти­че­ско­го («по­каз­но­го») и мо­ра­ли­стич. тол­ка.

Ис­точн.: Diels H. Die Fragmente der Vor­so­kratiker. B., 1951. Bd 2.

Лит.: Кас­сен Б. Эф­фект со­фис­ти­ки. СПб., 2000; Kerferd G. B. The Sophistic movement. Camb., 2001; Адо И. Сво­бод­ные ис­кус­ст­ва и фи­ло­со­фия в ан­тич­ной мыс­ли. М., 2002; De Romilly J. The great sophists in Periklean Athen­s. Oxf., 2002; Guthrie W. K. C. The So­phists. Camb., 2010.

Вернуться к началу