Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СКОТИ́ЗМ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 368-369

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Апполонов

СКОТИ́ЗМ, на­прав­ле­ние в ка­то­лич. фи­ло­соф­ско-бо­го­слов­ской мыс­ли, воз­ник­шее в ре­зуль­та­те раз­ви­тия идей Ио­ан­на Дун­са Ско­та.

По­сле ран­ней смер­ти Дун­са Ско­та не­ко­то­рые из его идей по­пы­та­лись са­мо­стоя­тель­но раз­ви­вать его не­по­средств. уче­ни­ки Уиль­ям из Ал­нви­ка (ок. 1275–1333), Ан­то­ний Ан­д­ре­ас (ок. 1280–1320), Ио­анн из Бас­со­ля (ум. 1347), Фран­циск из Ме­ро­на (до 1288–1328) и др. В этот пе­ри­од С. пред­став­лял со­бой ус­лов­ное объ­е­ди­не­ние мыс­ли­те­лей (как пра­ви­ло, фран­ци­скан­цев), раз­де­ляв­ших та­кие, напр., важ­ные прин­ци­пы, вос­хо­дя­щие к Дун­су Ско­ту, как до­ка­за­тель­ст­во су­ще­ст­во­ва­ния Бо­га, опи­раю­щее­ся на идею бес­ко­неч­но­го су­ще­го, уче­ние о formali­tates («ма­лых фор­мах») и о «фор­маль­ном раз­ли­чии», об «это­во­сти» как прин­ци­пе ин­ди­ви­дуа­ции, о во­ле Бо­га как пре­дель­ной при­чи­не ис­тин­но­сти кон­тин­гент­ных вы­ска­зы­ва­ний, а так­же док­три­на о не­по­роч­ном за­ча­тии Де­вы Ма­рии. Тер­ми­ны «скотисты» (scotistae) и «путь Скота» (via Scoti) ста­ли упот­реб­лять­ при­бли­зи­тель­но с 15 в.; то­гда же оп­по­нен­ты С. (напр., Ж. Жер­сон) ста­ли на­зы­вать его по­сле­до­ва­те­лей «фор­ма­ли­за­то­ра­ми» (formalizantes). По­сте­пен­но Дунс Скот стал вос­при­ни­мать­ся как офиц. учи­тель фран­ци­скан­ско­го ор­де­на, с нач. 16 в. ка­пи­ту­лы ре­ко­мен­ду­ют изу­чать его тру­ды, в рам­ках ор­де­на ве­дёт­ся ак­тив­ная ра­бо­та по пуб­ли­ка­ции его со­чи­не­ний, их ком­мен­ти­ро­ва­нию и т. д. Воз­ни­ка­ет фи­лософско-бо­го­слов­ская шко­ла С. в собств. смыс­ле, став­шая весь­ма влия­тель­ной уже к 1-й пол. 17 в. В этот пе­ри­од пред­ста­ви­те­ли С. за­ни­ма­ют ли­ди­рую­щие по­зи­ции в ун-тах Па­ри­жа, Ри­ма, Ко­им­бры, Са­ла­ман­ки, Па­вии и др. В 1639 Лу­ка Уод­динг и его кол­ле­ги (пре­им. ирл. фран­ци­скан­цы) из­да­ют пол­ное со­б­ра­ние со­чи­не­ний Дун­са Ско­та с об­шир­ны­ми ком­мен­та­рия­ми Джо­на Понса (вероятно, 1603–61), Гу­го Мак-Ко­у­эл­ла (ум. 1626) и Ан­то­ния Хи­ки (1586–1641). В это же вре­мя пуб­ли­ку­ют свои ра­бо­ты Бар­то­ло­мео Ма­ст­ри (1602–73) и Бо­на­вен­ту­ра Бел­лу­ти (1600–76), из­дав­шие в т. ч. «Об­щий курс фи­ло­со­фии в со­от­вет­ст­вии с мыс­лью Дун­са Ско­та» (1678).

На­чи­ная с 18 в. С. при­хо­дит в упа­док. Отд. эле­мен­ты С. со­хра­ня­ют­ся до­ны­не в рам­ках бо­го­слов­ской тра­ди­ции фран­ци­скан­ско­го ор­де­на.

Лит.: Courtenay W. Schools and scholars in fourteenth-century England. Princeton, 1987; Hoenen M. u. a. Thomismus, Skotismus und Albertismus: das Entstehen und die Bedeutung von philosophischen Schulen im späten Mitte­l­alter // Bochumer philosophisches Jahrbuch für Antike und Mittelalter. 1997. Bd 2; idem. Scotus and the Scotist school: The tradition of Scotist thought in the medieval and early mo­dern period // John Duns Scotus / Ed. E. P. Bos. Amst., 1998.

Вернуться к началу